Вперед!
Флаг-сигнал взвился над головной машиной. Идем ускоренным маршем. Позади, словно туман, стелется пыль.
Авиаразведка сообщила, что противник занял местечко «К» и приближается к городу. Мы должны овладеть рубежом «К» и принять бой.
Мерно и ровно дышат моторы. Умелые руки лежат на рычагах боевых машин. Идем в гору. Машины рычат, принимая почти вертикальное положение.
Рубеж занят. Отсюда в бинокль видно движение противника. На командирской машине измотаются флаг-сигналы. Приказ:
- Командиру 1 -го взвода атаковать противника у отметки «3». Командиру 2-го взвода атаковать противника у отметки «10».
Огненным веером разлетаются светящиеся снаряды. Они должны осветить противника, указать машинам цель. Машины ощетиниваются пулеметами и петлящей цепью идут в атаку...
Отбой. Воображаемый противник уничтожен. Танкетки идут к командиру. Мы вылезаем на землю и осматриваем, протираем, смазываем машины. Потом мы рассаживаемся вокруг командира нашего соединение.
Начинается разбор операций.
- Почему машина № 2 при атаке двигалась по прямой ливни? - спрашивает командир тов. Домбкевич.
Водитель молчит. Он еще не знает, что прямое движение во много раз увеличивает уязвимость атакующих и что наступать танкетка должна зигзагами. Тогда противнику труднее пристреляться.
Другая ошибка: несколько машин атаковали батареи противника прямо в лоб.
- Нужно было подать команду в «клещи»! - объясняет Домбкевич.
Это значит: подойти к врагу с разных сторон. При «лобовой» атаке батарее противника нетрудно уничтожить танкетки.
Так мы учимся технике современного боя, тактике взаимодействия всех родов войск.
Но прежде чем перейти к этим сложным вопросам военного искусства, нужно было хорошо изучить машину.
Я расскажу, как я научился управлять боевой машиной.
Весной 1934 года организовались курсы по изучению боевых машин. Я записался.
Начали мы с мотора. Я работал в то время чернорабочим и ничего не понимал в технике. Смотрел на разобранный мотор, как неграмотный смотрит в раскрытую книгу.
Первое занятие. Голова пухнет от огромного количества терминов. Картер... Пальцы, соединяющие поршень с шатуном... Медно-асбестовая прокладка, предохраняющая мотор от засорения... Но самое трудное было впереди.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.