У истоков Нила

Ю Шер| опубликовано в номере №273, сентябрь 1935
  • В закладки
  • Вставить в блог

Каждое утро, в тумане зарождающегося дня, на площадь перед дворцом императора выходит офицер. Это Сераш Мослери. Он вооружен длинным хлыстом, который производит больше шума, чем двадцать французских почтальонов. Офицер разгоняет гиен и других диких зверей, во власти которых находится ночью столица. Одновременно удары хлыста означают, что император встал».

Так описывал Абиссинию английский путешественник Джемс Брьюс, посетивший ее в период между 1770 и 1785 годами.

Полтораста лет во многом изменили физиономию страны. В Аддис-Абебе, столице Абиссинии, сегодня работают три радиостанции и император Халлэ Селласи совершает свои выезды в автомобиле. Но многое, очень многое осталось почти без изменений.

... Город пробуждается под звуки цимбал. Во дворе лучшей гостиницы марширует взвод солдат в белой форме. Это служащие отеля. Два раза в день у них обязательные строевые занятия. И так во всем городе. Отряды марширующих людей - в своих ли обычных костюмах или в военной форме, но босых - можно видеть на каждом перекрестке.

В дворцовом саду, там, где столетия назад офицер разгонял гиен, учатся под руководством бельгийских и шведских офицеров солдаты гвардии. Отделениями, взводами, ротами наступают, обороняются. Слышны приказы на ломаном французском языке. Приказы исполняются быстро и точно. И только когда отдается команда «Огонь!», вместо выстрелов слышится сухой удар спускаемых курков. Стреляют... условно. Нет патронов.

Внезапно и мгновенно жизнь замирает. Дождь, проливной тропический дождь, такой, какого мы не знаем в наших широтах, превращает улицу в непроходимый, бурный поток. Солдаты прячутся кто куда, чтобы позже, когда прояснится небо, продолжать учение.

«Аддис-Абеба, вся страна похожи сейчас на гигантский лагерь призывников», - пишет Жан Аллушери, корреспондент французской газеты «Пари суар» в Абиссинии.

Дремучие тропические леса косматой гривой сбегают по горным склонам. Бамбуковые заросли в долинах пересекаются банановыми и пальмовыми рощами. Почти все виды тропической флоры встречаются в горах, что тянутся на север и северо-восток, к пустынным и знойным берегам Красного моря. Горы таят в недрах своих золото, серебро, железо, уголь, каменную соль.

Быстры в этой стране реки, задумчиво покойны глубокие озера и редки поселения. Здесь еще нетронутый в своей первобытности мир. Грозный львиный рык и пронзительные крики обезьяньих стай невольно вызывают в памяти путешественника эпизоды походов первых исследователей «черного материка» - Стэнли и Ливингстона.

В своем внутреннем политическом укладе Абиссиния - осколок отошедших столетий. Семь феодов (провинций) составляют ее территорию. Каждый правитель феода - рас - пользуется неограниченной властью в пределах своей провинции. Он собирает дань с тех, кто трудится в густых лесах, в речных долинах, он же творит суд и расправу. Он вассал (подчиненный) негуса-негушти (царя царей), чья резиденция в Аддис-Абебе и кому подчинены и трудолюбивые омхара, и воинственные галла, и сомали, и жители горных пещер, и обитатели приморской провинции Данакиль.

К Абиссинии не раз тянулись руки колониальных захватчиков. В 1896 г. итальянский экспедиционный корпус высадился на безлюдном побережье Красного моря. Войска шли в глубь страны под пение фанфар, возвещающих победу. Они дошли до Адуа и... повернули вспять. Итальянцы были наголову разбиты отрядами абиссинцев и бежали к берегам Красного моря, под защиту артиллерии своей эскадры.

Жестокий этот урок был учтен Англией, и она первой из европейских стран вступила на путь мирного урегулирования своих отношений с Абиссинией.

Сельскохозяйственная жизнь Англо-Египетского Судана да, пожалуй, и самого Египта неразрывными узами связана с Абиссинией. Эти неразрывные узы вложены в понятие, определяемое одним словом - вода.

На территории Абиссинии - истоки всех рек, питающих своими водами Белый Нил. Здесь же озеро Тана, дающее жизнь Голубому Нилу и всей огромной суданской равнине - этой хлопковой плантации Великобритании. В 1902 г. английское правительство и негус Менелик подписали соглашение о том, что без ведома первого Абиссиния не вправе предпринимать никаких работ по отводу вод озера Тана. Вслед за этим, в 1906 г., Англия, Италия и Франция договариваются о «сферах влияния» в Абиссинии. Франция строит ныне действующую и единственную в Абиссинии железную дорогу - между Аддис-Абеба и портом Джибути. За Англией признается право на преимущественное использование водных ресурсов Абиссинии, а за Италией - право строительства железнодорожных магистралей и грунтовых дорог в районах, примыкающих к Эритрее и итальянскому Сомали.

События этого года показали, что это соглашение уже не устраивает империалистов. Итальянский империализм открыто заявил о своем намерении превратить Абиссинию в свою колонию.

Англия зорко следит за всем, что происходит у берегов Красного моря. Она встревожена за судьбу своих колоний, за судьбу водных путей Судана и Египта. Неизвестно еще, как будет разговаривать с англичанами фашистская Италия, став хозяином положения в Аддис-Абебе.

В орбиту итало-абиссинского конфликта втянулись почти все великие державы.

Во всех европейских столицах, кроме Рима, понимают, что Абиссиния - «крепкий орешек», разгрызть который будет совсем не так про сто, как это кажется с первого взгляда.

«Захватить Абиссинию пытались многие египтяне, арабы, англичане. Никто, однако, не смог полностью покорить эту страну даже после побед и частичных захватов ее территории».

Это слова видного французского журналиста де Кериллиса, одного из тех, кто наиболее сочувственно относится к проектам Муссолини. И действительно, Абиссиния представляет собой сегодня страну, завоевание которой будет очень рискованным делом.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены