Катастрофа Снег был пушистым и добрым, совсем не похожим на жесткий, как наждак, кристаллический фирн полярной пустыни. Антарктическое лето, мягкий, веселый морозец, который даже уши не щиплет, создавали атмосферу почти туристской прогулки. Там, где зимой даже лыжи самолета не могли оторваться от переохлажденных кристалликов снега, наш тридцатипятитонный снегоход шел, как легковой автомобиль по автостраде. Вано вел машину артистически, не притормаживая даже при виде подозрительных ледяных курчавостей.
- Без лихачества, Вано, - окликнул его Зернов из штурманской рубки. - Могут быть трещины.
- Где, дорогой? - недоверчиво отозвался Вано, всматриваясь сквозь черные очки в поток ослепительного сияния, струившийся в кабину из ветрового иллюминатора. - Разве это дорога? Это проспект Руставели, а не дорога. Сомневаетесь? В Тбилиси не были? Все ясно. Я вылез из радиорубки и подсел на откидной стульчик к Вано. И почему - то оглянулся на столик в салоне, где подводил какие - то свои метеорологические итоги Толька Дьячук. Не надо было оглядываться.
- Мы присутствуем при рождении нового шофера - любителя, - хихикнул он. - Сейчас кинолог будет просить руль у Вано.
- А ты знаешь, что такое кинолог? - огрызнулся я.
- Я только научно объединяю твои специальности кинооператора и киномеханика.
- Идиот. Кинология - это собановедение.
- Тогда я исправляю терминологическую ошибку. И, поскольку я не ответил, он тотчас же продолжил:
- Тщеславие тебя погубит, Юрочка. Двух профессий ему уже мало. Каждый из нас в экспедиции совмещал две, а то и три профессии. Гляциолог по основной специальности, Зернов мог заменить геофизика и сейсмолога. Толька выполнял обязанности метеоролога, врача и кока. Вано был автомехаником и водителем специально сконструированного для Заполярья снегохода - гиганта, да еще умел починить все - от лопнувшей гусеницы до перегоревшей электроплитки. А на моем попечении, кроме съемочной и проекционной камер, была еще и радиорубка. Но к Вано меня тянуло не тщеславное желание увеличить ассортимент специальностей, а влюбленность в его «Харьковчанку». При первом знакомстве с ней с борта самолета она показалась мне красным драконом из детской сказки, а вблизи с ее выдающимися вперед лапами - гусеницами в добрый метр ширины и огромными квадратными глазами - иллюминаторами - созданием инопланетного мира. Я умел водить легковую машину и тяжелый грузовик и с разрешения Вано уже опробовал снегоход на ледяном припае у Мирного, а вчера в экспедиции - день был свежий и ветреный - не рискнул. Но сегодняшнее утро так и манило своей хрустальной прозрачностью.
- Уступи - ка руль, Вано, - сказал я, стиснув зубы и стараясь на этот раз не оглядываться. - На полчасика. Вано уже подымался, как его остановил оклик Зернова:
- Никаких экспериментов с управлением. Вы отвечаете за любую неисправность машины, Чохели. А вы, Анохин, наденьте очки. Я тотчас же повиновался: Зернов, как начальник, был требователен и непреклонен, да и небезопасно было смотреть без защитных очков на мириады искр, зажженных холодным солнцем на снежной равнине. Только у горизонта она темнела, сливаясь с размытым ультрамарином неба, а вблизи даже воздух казался сверкающе белым.
- Взгляните лучше в бортовой иллюминатор, Анохин, - продолжал Зернов. - Вас ничто не смущает? Налево метрах в пятидесяти вздымалась совершенно отвесная ледяная стена. Блестяще переливчатая, как лента алмазной пыли, она темнела книзу, где слоистый слежавшийся снег уже превращался в мутноватый и жесткий фирн. А ниже, будто срезанная гигантским ножом, обрывалась толща льда, голубела на солнце, как отраженное в зеркале небо. Стена тянулась бесконечно, не прерываясь, где - то пропадая в снежной дали. Казалось, могучие великаны из сказки возвели ее здесь для неизвестно что охраняющей и неизвестно кому угрожающей, такой же сказочной крепости.
- Ледяное плато, Борис Аркадьевич. Может быть, шельфовый ледник?
- Старожил, - усмехнулся Зернов, намекая на мой уже второй визит к Южному полюсу. - Вы знаете, что такое шельф? Не знаете? Шельф - это материковая отмель. Шельфовый ледник спускается в океан. А это не обрыв ледника, и мы не в океане. - Он помолчал и прибавил задумчиво: - Остановите, Вано. Посмотрим поближе. Интересный феномен. А вы оденьтесь, товарищи. Не вздумайте выбегать в свитерах. Вблизи стена оказалась еще красивее - неправдоподобный ломоть смерзшегося неба, отрезанный до горизонта. Зернов молчал. То ли величие зрелища подавляло его, то ли его необъяснимость. Он долго вглядывался в снежную кайму на гребне стены, потом почему - то посмотрел под ноги, притоптал снег, разбросал его ногой. Мы наблюдали за ним, ничего не понимая.
- Обратите внимание на снег под ногами, - вдруг сказал он. Мы потоптались на месте, как и он, обнаружив под тоненьким слоем снега твердую толщу льда.
- Каток, - сказал Дьячук. - Идеальная плоскость, не иначе как сам Эвклид заливал. Но Зернов не ответил на шутку.
- Мы стоим на льду, - продолжал он задумчиво. - Снега не больше двух сантиметров. А посмотрите, сколько на стене. Метры. Почему? Одни и те же ветры, одни и те же условия для аккумуляции снега. Есть какие - нибудь соображения? Никто не ответил. Зернов просто размышлял вслух.
- Структура льда, видимо, одинакова. Поверхность тоже. Впечатление искусственного среза. А если смести этот сантиметровый слой под ногами, обнаружится такой же искусственный срез. Но ведь это бессмыслица.
- Все бессмыслица в царстве Снежной королевы, - назидательно заметил я.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
11. «С чего начать?» (1900 - 1901)