Три человека в Киеве попали в капкан обстоятельств: бабушка сломала ногу во время гололеда, и сразу некому стало присматривать за дряхлой прабабкой и годовалой внучкой. Женщину заковали в гипс на месяц... И тогда она вспомнила, что списала еще летом с какой - то рекламки телефон фирмы «Свитанок» - так, на всякий случай. Лучшего выхода не было, и пострадавшая из Музейного переулка сняла трубку... Мы сидим в чисто прибранной квартире дома номер 8 этого самого переулка, куда нагрянули неожиданно, и наблюдаем за происходящим. Симпатичная девушка, успевшая накормить бабушку и прабабушку, нянчит малышку: играет с ней, варит ей кашку, потом укладывает, а убедившись, что она спит, стирает в ванной игрушечное белье. Когда с делами покончено, девушка вытаскивает тетради, учебники, раскладывает на столе: вечером в школу.
Галя Чудопал - одна из нянь - служащих фирмы «Свитанок». Сейчас она кончает школу, собирается поступать в вуз. Не станем ханжить, утверждая, будто одна лишь любовь к детям заставила Галю пойти в няньки. Нет, фирма предоставила своей иногородней служащей общежитие, возможность работать только в удобное время и только посильное количество часов... Но об этом позже. Какая женщина не позавидует киевлянке, которая в любой момент может вызвать на дом няню! Не ту дремучую, райкинскую, которая сама устанавливает в вашем доме финансовую и иную дисциплину, а квалифицированную, добросовестную, корректную служащую, являющуюся к вам с нарядом в руках; так рабочий идет к станку, строитель - на площадку. Среди этих нянь немало студенток: С. Юзефович, например, занимается в институте иностранных языков, М. Ноздрачева - выпускница педагогической школы. Но если и нет у некоторых нянь специального уклона, - не беда, все они обязательные участницы семинаров по методике и педагогике, организованных фирмой. Вообще филиал «Свитанка», этого мощного комбината добрых и разносторонних услуг, расположенный в Киеве, на улице Парижской коммуны, 8, напоминает большую учительскую. Слышится «зарубежная» речь преподавателей иностранного языка. Учителя музыки толкуют, не отходя от рояля. Один дежурный у телефона принимает заказы на консультантов для студентов, репетиторов для школьников... Другой дежурный занят делами более прозаическими: высылает по адресам нянь, сиделок, прачек, уборщиц. В год фирма оказывает более 90 тысяч услуг. Мы жили в гостинице «Москва», когда там произошло несчастье: с одним из командированных случился инфаркт. Позвонили в «Свитанок» чуть не за два часа до отъезда больного в Минск: нельзя ли найти провожатого? Любовь Наумовна Беленькая, начальник участка разового ухода фирмы, поставила на ноги все и вся, как будто отправляла в тревожное путешествие своего брата или сына. Доброта, отзывчивость? Да, конечно, это и личные качества Беленькой, но еще и рабочий стиль фирмы. Фирма «Свитанок» являет образцы, увы, покуда еще уникальные, настоящего сервиса. Если кому - то приходится, скажем, отправить ребенка в дальний путь одного, то достаточно дать сигнал фирме, и ребенка встретят, ему купят еду, билет, усадят в вагон и поручат заботам проводника. Если какой - то человек болен, некому взять для него лекарство, надо только набрать номер телефона фирмы... На столе заведующей отделом писем «Свитанка» Клавдии Ефимовны Скорецкой мы видели вороха писем, среди которых нет ни одного, на которое фирма не ответила бы, даже если это письма, как говорится, не по профилю. Например, спрашивает девушка о том, как ей выбрать к лицу прическу, или жена жалуется на плохое отношение мужа. Похоже, киевляне поверили во всесилие своей фирмы и ждут от нее сверхуслуг. Что это в конце концов за дворец чудес, где могут все: вручить вам подарок от человека, который сейчас, допустим, на Северном полюсе; прислать по вашему желанию Деда Мороза с мешком подарков на Новый год, волшебника и весельчака, который точно знает, что мальчику Пете надо пожелать получше есть, девочке Люсе - не дразнить братика, а братику Коле - не кусаться и не ругаться (все это записано в наряде Деда Мороза)? Что это за сказочный комбинат, такой, где к вашим услугам машинистки, переводчики, портнихи, полотеры, мебельщики, фотографы, плотники, сапожники, готовые выполнить ваши пожелания в самые минимальные сроки? Если срочный ремонт одежды, так его делают тут же, при вас. Если хотите вообще подновить свой гардероб, не производя затрат на покупку нового платья, можете пригласить мастерицу на дом - она перешьет и переделает все ваши платья по моде. Может быть, вы решили с понедельника учиться на скрипке? Извольте... Фирма поручит вас заботам выпускников консерватории. Хотите научиться говорить на английском, французском, немецком? Вам нужно только сообщить свой адрес и удобные для вас часы занятий. Все «факт, а не реклама». И факт тем более отрадный, что десятки юношей и девушек, служащих «Свитанка», не только не стыдятся своей работы, но выдерживают своеобразный конкурс и, попав в фирму, гордятся этим. Мы лично были свидетелями того, с каким скрипом принимали сюда на работу в полотеры молодого человека с 8 - классным образованием. Директор фирмы Зинаида Григорьевна Киркевич выговаривала парню:
- Берем с условием, что станешь дальше учиться. Что? Зачем полотеру образование? Да ведь ты не только с мастикой дело иметь будешь - с людьми. От имени фирмы... Зинаида Григорьевна, бессменная глава фирмы, разумеется, не одна поднимала на ноги огромное дело, - из крохотного бюро услуг с коллективом в 12 человек вырос гигант сервиса, в распоряжении которого сотни людей, а объем работ в рублях вырос почти в 20 раз. Но Зинаида Григорьевна была и остается тем человеком, который нужен любому важному предприятию: образованна, обладает необыкновенной деловой смекалкой. Тех же качеств она ищет, можно сказать, требует от руководителей участков «Свитанка». В фирме царит атмосфера отзывчивости, инициативы, творчества. Это коллектив квалифицированных мастеров, специалистов, фирменным достоинством которых являются добросовестность и корректность. Но как добиться подобных результатов, да еще быстро? Зинаида Григорьевна дает нам интервью в «центральной усадьбе» фирмы - красивом современном здании:
- Деловые люди, какими считаем себя мы, видят свою службу не как серию улыбок и манипулирования вежливыми словами, а как организацию, при которой бытовые услуги стали бы доступны каждому. И в смысле времени и в смысле качества. И в смысле денег... Самой распространенной остается пока нужда в уборщице, сиделке и няньке. И мы решились на то, чтобы запланировать этот вид услуг в убыток фирме: все, что наши уборщицы, сиделки и няни получают по нарядам, и составляет их зарплату, без каких - либо отчислений в пользу «Свитанка». Более того, няням мы еще доплачиваем по пять копеек в час - лишь бы их становилось в фирме больше... Ничего: убыточность будет перекрыта другими видами услуг, а пользу для населения трудно переоценить. Взяли за правило: если в фирму обратятся хотя бы несколько человек с одинаковой просьбой - об услуге, которой еще нет в ассортименте «Свитанка», - срочно ввести ее. Вас интересует, отчего так «липнет» к нам молодежь? Да это естественно: мы позволяем своим служащим совместительство. И молодые люди прекрасно успевают заниматься и работать, потому что они сами назначают себе удобные для работы дни или часы, ставя фирму в известность заранее. Кроме того, в фирме существуют (это тоже форма услуги) курсы для подготовки в вузы и техникумы. Наши служащие широко пользуются ими. Фамилии? Пожалуйста: Артющенко, Байтман, Обедникова, например, занимаются. Да не просто, а на курсах подготовки в республиканский техникум бытового обслуживания... Стало быть, увлеклись службой, теперь наши будут насовсем. Но есть и студентки университета, институтов, консерватории. Отчего бы им у нас не работать, если к нам охотно идут на совместительство преподаватели школ и вузов, классные рабочие и мастера? Мы от 700 городов принимаем заказы: кого - то встретить, проводить, купить подарок, достать лекарство, даже разыскать адрес нужного клиенту человека... Да мало ли что!... Мы побывали в частных домах, где служащие фирмы натирают паркет, вставляют стекла или нянчат детей, готовят свадебный стол или ухаживают за больными. Мы просмотрели кучи актов специальных инспекторов «Свитанка», регулярно контролирующих служащих и проходящих по их «следам». Мы смотрели детские домашние спектакли на английском языке, устраиваемые педагогами «Свитанка», и читали годовые отчеты методической комиссии фирмы о результатах занятий иностранным языком и музыкой. Итак, в чем же фирменный секрет «Свитанка»? В умении найти экономическую точку опоры? Да. Заинтересовать служащих условиями работы? Есть и это. Создать атмосферу творчества, а не делячества? Конечно. Тут и способность оперативно, гибко применяться к спросу. Тут и умение считать: фирма не просто оправдывает себя, она доходна. И, наконец, понимание психологии, интересов молодежи, сознательное и целеустремленное желание «завлечь» ее в свои ряды. Летом, во время школьных выпусков, реклама работает вовсю, агенты фирмы появляются во всех районах города - в школах, парках и даже на днепровском пляже, - зовут ребят связать судьбу с обслуживанием, раздают проспекты, адреса, телефоны. Фирма создана для живых людей, потребности которых ежечасно посылают сигналы о своем росте. «Свитанок» ловит их и незамедлительно откликается. В Киев теперь из многих городов ездят за опытом. «Свитанок» и тут верен себе - от души оказывает еще одну добрую услугу: открывает все свои секреты - пусть каждый город увидит свой «Свитанок», свой «Рассвет».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.