Человек против абстракции
![]() |
Вильям Бруй – один из самых известных русских художников-абстракционистов на Западе, уроженец Санкт-Петербурга. Он покинул Советский Союз в начале 70-х годов прошлого века. Спустя почти 40 лет – в этом июне – Бруй вернулся на Родину со своей персональной выставкой в Государственном Русском Музее. Другой питерский художник, никогда не покидавший свою Родину – Дмитрий Мишенин – сидя на скамейке в Парке Мраморного Дворца, побеседовал с Вильямом о судьбах абстрактного искусства, знаменитых соотечественниках за рубежом и значении тусовки в карьере поп-артиста.
– Мне дико повезло – в эмиграции я познакомился с людьми такого же класса мастерства, что и люди, с которыми был знаком, дружил и работал в Питере.
– С Бродским ты встречался там или еще когда был здесь?
– Еще здесь. Анна Андреевна (Ахматова – прим. авт.), войдя в свой юношеский возраст около 70 лет, опекала молоденьких мальчиков. Вокруг нее была целая тусовка. И Нейман, и Женя Рейн – мои кореши – и Бродский. Когда он увидел мою «Греческую Церковь», то немножко обалдел – я написал гравюру за несколько дней до сноса здания. А Бродский в это же время написал стихотворение. То есть, мы одновременно посвятили себя одному объекту. И он от этого словил кайф.
Бродскому нравились его вещи, которые и не были изданы потому, что были эскизами. Он хвастался ими по дороге в Комарово. Я там прожил целый год у Гарика Арбелина, Бродский – у Бергеля.
– Я не понимаю, как можно в гостях останавливаться на год.
– Люди потому и приглашали нас, знали: это – поэт, художник, писатель… Пруст тоже жил у людей, которые понимали: пригласив художника в свой дом пожить, они поставят себе памятник. Это и сейчас происходит – моя выставка в Санкт-Петербурге проходит только благодаря одному человеку. Ему не нужно видеть свое имя на обложке моих каталогов. Он – истинный меценат, из тех, которые становятся известными потом.
– Откуда, кстати, европейское имя у советского ребенка – Вильям?
– У питерского ребенка. Мама назвала Вильямом в честь Шекспира.
– С бакенбардами ты больше похож на Пушкина. А ты, как и я – в первую очередь считаешь себя питерцем, а потом уже иудеем? Космополитом? Советским? Французским?
– На первой же вечеринке с местной богемой я заявил, что я – из Санкт-Петербурга, что открыло мне если не все двери, то все сердца присутствующих там людей.
Санкт-Петербург для интеллектуалов и аристократов планеты остается Столицей половины Мира. Пока я покорял Другую половину мира, мои близкие обсуждали между собой – сдохнет там Бруй от голода или не сдохнет. Ан не сдох. Рисовал картины и тусовался.
– Денис Хоппер всегда появлялся в том месте, где надо, и с теми людьми, с кем надо. Он тусовался и с Роем Линкенштейном и с Энди Уорхолом...
– Я тоже все время так и жил и со всеми тусовался. Правда, Энди Уорхол меня….на дух не переносил!
– И я догадываюсь, почему. Вы деградировали по-разному.
– Знаешь, к чему это привело, дорогой?
– К всеобщей деградации музейного современного искусства.
– Деградация тут не при чем. В каждой деревне всегда был кто-то, кто отлично рисовал лебедей, играл на гармошке, сочинял частушки. На всю деревню из 20-30 домов обязательно были два-три человека, которые это делали гениально.
Уорхол, царствие ему небесное, – хороший парень, но он не то чтобы упростил искусство и опустил его… Нет – он захотел, чтобы ВСЕ были художниками. А это невозможно! Это утопия.
– Когда я приехал на Запад, на пике был минимал-арт. Вот эти мои черные картины – точно то, что делали в Нью-Йорке Ротко и другие постмодернисты. Между прочим, я еще в России двигался в этом направлении, сам того не зная.
В 3-м номере читайте о трагической судьбе одной из фавориток Петра I Марии Гамильтон, о бабушке Лермонтова Елизавете Алексеевне Арсеньевой, о жизни и творчестве замечательной советской актрисы Тамары Федоровны Макаровой, о первой женщине, ставшей почетным доктором Российской истории Александре Яковлевне Ефименко, о большой, бескорыстной и самоотверженной любви между декабристом Иваном Анненковым и француженкой Полиной Гебль, иронический детектив Ольги Степновой «Вселенский стриптиз» и многое другое.
Эдуард Хиль был воплощением оптимизма на советской эстраде
Великая княгиня Елена Глинская
Эдуард Хиль был воплощением оптимизма на советской эстраде
Машина времени для музыкальной индустрии
Ту 144 versus Конкорд