- Вот, смотрите, как это нужно делать!
Мальчишки переглянулись. Но никто не засмеялся. Только внук старика Дауд отвернулся, потому что ему стало стыдно за деда. Старикам нельзя лазить по пальмам: это очень смешно - смотреть на них, когда они лазят.
Старик обхватил пальцами теплый пахучий ствол дерева и полез вверх, переступая босыми ногами по толстым выступам на коре. Пальма была высокая, и поэтому кора на ней загрубела и стала как камень. Пальма пахла зноем. У нее был запах пустыни - сухой, пряный и резкий.
- Смотрите, - сказал старик, поднявшись метра на три, - смотрите, вы лазите, как обезьяны, вы торопитесь и ничего поэтому не чувствуете: ни запаха дерева, ни ветра, который становится прохладным, когда забираешься повыше, - вы не смотрите на землю, которая сверху всегда кажется красивее, чем есть на самом деле.
И старик полез дальше. Движения его были плавными, спокойными и поэтому сильными. Правая рука - вверх, следом за ней - еще выше - левая. Быстро подтягивается все туловище, а потом переступают ноги, тоже сначала правая, а потом левая. Не надо прижиматься к коре: это - свидетельство страха. Надо держать тело, как держит наездник, - чуть откинув назад, потому что пальма, как и конь, - друг человека: конь возит, пальма кормит.
Старик лез все выше, совсем не чувствуя усталости. Старик посмотрел вниз: мальчишки стояли молча, задрав головы, и, никто не смеялся.
«Значит, я хорошо лезу, - подумал старик. - Дети всегда смеются над тем, что смешно. Они не умеют скрывать своих чувств...»
Он лез свободно, как бы совсем не прилагая усилий, откинувши корпус и подняв голову, чтобы все время видеть небо через стрельчатую крону пальмы. И старик, чувствуя, как он красиво и легко лезет, негромко запел. Он запел ту песню, которую мечтал петь тогда, давно, когда на плантациях стояли надсмотрщики с кнутами.
Забравшись на самую вершину, старик почувствовал, как сильно он устал.
С залива шли черные низкие тучи, и в них, как что - то неведомое и грозное, глухо ворочался гром. Казалось, он подгонял тучи, торопил их и сердился из - за их медлительности.
Когда старик спустился вниз, на руку упала первая капля.
«Вот и хорошо, - подумал он, - будет ливень, он снимет боль в ноге, он напоит землю, а то земля стала настоящей пылью. И воздух станет чистым».
- Ты хорошо лазишь по стволу пальмы, - сказал Дауд, внук Насра, - я даже не знал, что ты умеешь так лазить.
Старик ответил:
- Ты не знаешь многого из того, что знаю я. И - не узнаешь...
Молния резанула потемневшее небо, высветлив воду в канале и сделав листву пальм бело - голубой. Все окрест на мгновение замерло, а потом, заглушая высокий голос муэдзина, который возвещал в селении время намаза, хлынул ливень - шумный, веселый, по - весеннему щедрый...
Ночное варьете в Басре. Прокуренные стены, тусклые, засиженные мухами лампочки, духотища, толчея, смех, крик. Вокруг эстрады, выложенной прямо посреди зала разноцветными стеклянными плитками, тесно прижавшись друг к другу, сидят посетители. Кто побогаче - расположился за столиками; пьют виски с содовой, закусывая миндалем, обжаренным в соли. У входа стоит наряд полиции.
Ревет джаз. Танцовщица очень красива и очень молода. Запрокинув руки за голову, она вся в стремительном и неистовом народном арабском танце. Глаза полузакрыты, волосы распущены по плечам. Лицо настолько юное и свежее, что краска кажется ненужной, оскорбляющей красоту девушки.
В дальнем углу, там, где почти совсем нет света, сидят четыре американца. Это моряки с корабля, зашедшего с грузом в Шатт Эль Араб. Лица у моряков медные от загара. Все они в рубашках с закатанными рукавами, без галстуков. Только у одного старого, долговязого моряка воротник стянут «бабочкой». Ботинки тоже обуты на босу ногу. Непосредственность, граничащая с полным пренебрежением к окружающим, потому что все остальные посетители, арабы, одеты в пиджаки, крахмальные воротнички стиснуты галстуками, а ботинки начищены до антрацитового блеска.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.