Вавилон, здравствуй!

Юлиан Семенов| опубликовано в номере №794, июнь 1960
  • В закладки
  • Вставить в блог

Но прошло полчаса, не больше, и небо стало черным, песок стал черным, и нельзя было идти по следам, потому что все потонуло в молчаливой, непроглядной темноте. Ночью подул ветер. И наутро следов вообще не осталось. Вокруг лежала пустыня - хищная, спокойная, безмолвная, без конца и без края...

Мальчика нашли через два дня. Он лежал, наполовину засыпанный песком. Он не мог открыть глаз и не мог пошевелиться - от усталости, жажды и страха. Сквозь звенящую, невесомую дрему он услыхал голос караван - баши. Тот сказал:

- Принесите бурдюк с водой. Надо облить мальчика водой - из него уйдет болезнь и страх.

Насра окатили водой, и он открыл глаза.

- Пить, - попросил он. Караван - баши засмеялся, а потом ударил его кулаком по лицу.

- Не смей отходить от каравана! - сказал он и еще раз ударил Насра кулаком по лицу.

Наср вытер кровь, которая пошла носом, и тоже засмеялся от счастья и еще оттого, что совсем прошел страх. Потом его напоили и дали немного поесть. И караван пошел дальше.

... Старик держал ногу в воде. Боль постепенно исчезала. Старик улыбнулся и подумал вслух:

- Все плохое боится воды. Боль боится воды. Я же знаю. Вода лечит все.

Второй раз он убедился в этом, когда его ранили. Англичане из «Басра петролеум» напились по случаю какого-то праздника и стали ездить по городу на своих «джипах». А потом, ближе к вечеру, они начали стрелять в воздух, в землю и в воду. И они ранили Насра в плечо. Наср сел на корточки и заплакал - не от боли, а от обиды. Его друг, Саид Эль Фаиз, тоже грузчик, сказал:

- Не надо плакать, Наср. Тут слезами не поможешь. Сначала давай промоем рану. А слезами тут не поможешь. Тут надо винтовками помогать.

Он сходил к реке и принес в плошке воды. Потом разорвал свой платок, намочил его водой и приложил к плечу Насра. Боль успокоилась, а через неделю рану затянуло белой кожей. Саида Эль Фаиза старик больше не видел. Пока он лежал дома, Саида арестовали, а потом убили в тюрьме у Нури Саида.

В порту Наср работать не смог. Он не мог таскать мешки на пароходы: не позволяло плечо. Руки были по-прежнему сильными, а плечо болело, когда поднимал тяжести. И Наср начал работать на финиковой плантации у помещика. Сначала он не умел лазить по пальмам. А потом его научил надсмотрщик. Он учил его, как лошадь, - кнутом. И Наср стал лазить по стволам быстро, словно обезьяна, потому что внизу стоял надсмотрщик с кнутом и пел английские песенки. А Насру хотелось петь арабские песни - о дальних караванных путях в пустыне, о воде, которая исцеляет, о небе, которое кажется нарезанным длинными дольками, если смотреть снизу, через стрельчатую листву пальм. Ему хотелось петь о счастье, которого не было, но которое должно было прийти, потому что в это верил Саид Эль Фаиз.

... Боль в колене совсем прошла.

Старик вынул ногу из воды, вытер ее ладонями и пошел по тропинке к финиковой плантации. Там теперь не было надсмотрщика, там теперь никто не щелкал кнутом и не пел английских песен, и поэтому старик любил ходить туда. На старой плантации звенели детские голоса: ребята играли, лазая по пальмам наперегонки. Старик остановился в тени дерева, наблюдая за ними. Старик долго смотрел на ребят. Он увидел своего внука Дауда. Мальчик лазил быстрее всех остальных. Старик вышел из тени дерева и подошел к ребятам.

- Салам! - сказали ребята. Старик ответил им кивком головы.

- Что же вы перестали лазить по пальмам? - спросил он. - Я хочу посмотреть.

И старик сел под деревом, а ребята снова начали свою игру. Старик долго наблюдал за ними, а потом сказал:

- Вы все не умеете лазить по пальмам. Вы все торопитесь и поэтому не можете понять, какая это радость - лазить по нашим пальмам.

Старик поднялся с земли и сказал:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены