Величайший стратег, мыслитель, захваченный планами строительства нового общества, уверенный в своей исторической правоте и борющийся вместе с революционным народом за претворение в жизнь этих грандиозных планов, таким виделся мне Ленин и таким я хотел его показать в фильме «Шестое июля».
М. ДОНСКОЙ. Вспоминаю ваше уставшее лицо после съемок...
Ю. КАЮРОВ. Признаться, Марк Семенович, никогда в жизни я не был так утомлен.
М. ДОНСКОЙ. И правильно. Ленин не мог не устать после такого тяжелого дня, каким было 6 июля. Он сам назвал свою работу «должностью адски трудной». И забывать о тех неимоверных трудностях, которые приходилось ему преодолевать, нельзя. Потом, вы играли не «озабоченность на лице Ленина», а мужественную стойкость борца, трибуна, неукротимую волю к победе... Тем и прекрасен труд художника, что он не прост и не легок. Зато обращение к Ленину заставило вас, я уверен, пересмотреть многое в самом себе, в отношении к искусству, к жизни, к людям. И, главное, дало вам неодолимое ощущение силы, уверенности в себе, когда жизнь ставит вопросы один сложнее другого. Тут уж никакие рецепты, советы, назидания не нужны – есть Ленин! К нему, к его авторитету, к его трудам я обращаюсь в трудные минуты раздумий, в поисках ответа на самые острые вопросы современности.
Ю. КАЮРОВ. Прошли годы после выхода на экраны фильма «Шестое июля», других работ Ленинианы, в которых посчастливилось принять участие, а меня все не покидает то состояние увлеченности, которым я был тогда охвачен. И, видно, оно останется во мне до конца дней.
М. ДОНСКОЙ. Такова счастливая судьба любого художника соприкоснувшегося с дорогим всем нам образом Владимира Ильича Ленина.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
* Глава из романа «Царь-Рыба», который полностью будет опубликован в журнале «Наш современник».