Беседуют Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат международных и государственных премий кинорежиссер Марк Донской и актер ордена Ленина Академического Малого театра, заслуженный артист РСФСР Юрий Каюров
Дело коммунистического воспитания, как и всю свою революционно-преобразующую деятельность, КПСС строит на прочном фундаменте марксистско-ленинской теории. Марксизм-ленинизм – это единственная надежная основа для разработки правильной стратегии и тактики. Он дает нам понимание исторической перспективы, помогает определить направление социально-экономического и политического развития на долгие годы вперед, правильно ориентироваться в международных событиях. Сила марксизма - ленинизма – в постоянном творческом развитии. Этому учил Маркс. Этому учил Ленин. Их заветам наша партия всегда будет верна!
Из доклада Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Л. И. Брежнева на XXV съезде КПСС.
М. ДОНСКОЙ. В 1920 году, выступая на торжественном собрании, посвященном 50-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина, А. М. Горький сказал: «Есть люди, значение которых как-то не объемлется человеческим словом... Таким человеком... для всего мира, для всей нашей планеты является Владимир Ильич. Я думаю, сколько бы ни говорить о нем красивых слов, нам не изобразить, не очертить то глубокое значение, которое имеет его работа, которое имеет его энергия, его проникновенный ум для всего человечества...»
Согласитесь, Юрий Иванович, трудно более точно определить и выразить словами роль Ленина в жизни каждого советского человека, в жизни прогрессивных людей планеты. И мы с вами можем быть счастливы, что в какой-то мере причастны к работе над образом самого гениального человека нашей эпохи.
Образ этот открыл нашему искусству целое направление, которое мы называем Ленинианой. Оценивая сегодня труд художников разных поколений, участвовавших в создании кинематографической, театральной, изобразительной, литературной Ленинианы, надо помнить слова Луначарского о том, что Ленин «не только первый социалист по подвигам, которые он совершил, это – первый образчик того, чем может быть человек, как он может быть обаятелен и очарователен».
Действительно, ведь людям всегда, во все времена и эпохи нужен был «образчик того, чем может быть человек». Именно Ленин был, есть и остается главным героем современности. К его образу обращены сегодня взоры миллионов, он стал неотъемлемой частью нашего бытия. Но я глубоко убежден: какие бы талантливые режиссеры, актеры, драматурги ни брались за создание образа Ленина, все равно никому не дано постичь до конца подлинного многообразия и глубины ленинской индивидуальности, настолько она неисчерпаема.
Ю. КАЮРОВ. Тем более трудно это сделать в каком-то одном фильме, спектакле или полотне. И все же были художники, которым удалось, на мой взгляд, наиболее глубоко и проникновенно воплотить в кино и театре дорогой образ. Я по-хорошему завидую этим художникам. Ошеломил меня Борис Щукин в фильме «Ленин в 1918 году». Смотрел и не видел артиста: верил, что это Ленин, что именно таким он и был. Поразил глубочайшим проникновением в характер великого человека и Максим Штраух, когда я увидел его в «Рассказах о Ленине», особенно в новелле «Последняя осень». Очень люблю смотреть Бориса Смирнова в «Третьей Патетической» во МХАТе. В созданном им образе я вижу масштаб личности вождя, вижу гений Ленина. За такие уроки – уроки-открытия, уроки-откровения – всегда бываешь благодарен людям, помогающим найти в Ильиче все новые черты, новые грани его гениальности, человечности.
М. ДОНСКОЙ. Образы, созданные в театре и кино этими выдающимися мастерами, прочно вошли в сознание миллионов советских людей. А блистательные фильмы Михаила Ромма, Сергея Юткевича, Юлия Карасика! Они отмечены подлинным талантом этих режиссеров, и взять рубежи, воздвигнутые ими в Лениниане, сегодня непросто. Во всяком случае, художнику, решившему отдать свой ум, свой талант, свое сердце Лениниане, предстоит решать проблемы, требующие по-настоящему исследовательского подхода. И, конечно же, для человека, берущего на себя столь ответственную миссию, Лениниана должна стать делом всей жизни. В этом я убедился на собственном опыте.
Ю. КАЮРОВ. Было бы очень интересно узнать об истоках, которые привели вас к работе над образом Ленина.
М. ДОНСКОЙ. В 1938 – 1939 годах я, тогда еще совсем молодой режиссер, начал работать над кинотрилогией «Детство Горького». «В людях», «Мои университеты». Естественно, собрал огромное количество материалов, посвященных жизни и деятельности великого писателя. Перечитал, и не по одному разу, все, что писал Алексей Максимович. Не могу забыть волнения, охватившего меня после прочтения его очерка «В. И. Ленин». Думаю, что среди множества воспоминаний разных людей о вожде нет ни одного, которое бы могло по глубине и точности анализа, по силе эмоционального воздействия сравниться с этим очерком. Вот послушайте, как писал Горький о Ленине: «Писать его портрет трудно. Ленин, внешне, весь в словах, как рыба в чешуе. Был он прост и прям, как все, что говорилось им.
Героизм его почти совершенно лишен блеска, его героизм – это нередкое в России скромное, аскетическое подвижничество честного русского интеллигента-революционера, непоколебимо убежденного в возможности на земле социальной справедливости, героизм человека, который отказался от всех радостей мира ради тяжелой работы для счастья людей».
Какие точные, какие емкие слова! Только Горький мог так написать о Ленине – тут, мне кажется, открытия нет. Вот именно Алексей Максимович и его очерк дали мне своеобразный толчок к работе над ленинской темой.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.