…Вашим, товарищ, сердцем и именем дышим, боремся и живем!..

Юрий Беспалов| опубликовано в номере №1174, апрель 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

 

М. ДОНСКОЙ. Уже штрихи! И немалые! Я смотрю, Юрий Иванович, мы шли с вами к цели «параллельным курсом». У меня тоже собраны сотни документальных фактов, заметок о жизни и работе Ильича. Вот вам только один пример.

Однажды Ленин попросил выдать ему из библиотеки книги на дом и сделал такую приписку: «Если по правилам справочные издания не выдаются на дом, то нельзя ли получить на вечер, на ночь, когда библиотека закрыта. Верну к утру». Казалось бы, мелочь, а ведь сколь красноречиво говорит о человеческих качествах Ильича!

 

Ю. КАЮРОВ. И прежде всего о его огромном уважении к другим людям...

 

М. ДОНСКОЙ. Дорогое для всех нас имя Ленина стало символом всего самого прекрасного и светлого. Но как показать художественными средствами символ? Прав был Максим Штраух: символ играть нельзя – надо играть человека! И в этом человеке выразить правду истории, силу Коммунистической партии, суть ленинизма. Надо показывать Ленина во всем жизненном многообразии его характера, тогда он станет для нас еще понятнее, ближе.

В самом деле, Ильич бывал и молчалив и задумчив. Не всегда стремителен – иногда ходил и тихо. На отдыхе был шутлив, улыбчив, любил напевать и насвистывать. А то уходил в себя, становился сумрачен, тревожен. Любил полевые цветы. С азартом охотился на уток. В Кракове наизусть выучил многие стихи Некрасова, Надсона. Отличался титанической выдержкой, оптимизмом. Был всегда и прежде всего бойцом...

Я согласен со Штраухом, считавшим, что Ленина нельзя играть раздельно: тут он вождь, а тут – человек. Он был един во всех своих помыслах и поступках. Ленин представляет исключительное явление как личность, и потому нам дорога каждая секунда его удивительной жизни. Показ деятельности Ленина в крайне напряженные моменты его жизни помогает нам понять величие ленинского гения. И тут я вспоминаю фильм «Шестое июля», в котором вы не без успеха сыграли роль Ленина.

 

Ю. КАЮРОВ. Да, тяжелый день выдался летом 1918 года в жизни Ленина, что и говорить! В стране голод, разруха, а тут еще левоэсеровский мятеж, убийство германского посланника Мирбаха, арест Дзержинского, убийство делегата съезда Советов Абельмана, захват электростанции и телефонного узла, белогвардейский мятеж в Ярославле... Советская власть была буквально на волоске от гибели. «Положение из рук вон плохо» – так характеризует обстановку того периода сам Ленин. Как сыграть такое? Ведь надо было не просто понять, но ощутить собственным сердцем события первого года после революции; наконец, прочувствовать ход мыслей Ленина, чтобы затем на экране прожить этот один день так, как его прожил Ильич. Скажу вам откровенно, я не чувствовал в себе ни запаса гигантских сил, ни веры в то, что мы справимся с такой задачей. Так и сказал режиссеру Карасику: «Не справлюсь, Юлий Юрьевич! Я прежде играл молодого Ленина, мы больше показывали его человеческие качества, черты характера, а здесь – вот какая глыба во весь рост предстает... События настолько грандиозны... Нет, не потяну!» И все же решили: попробуем, но будем стремиться к документальному исполнению роли. И вот почему. Каждый период времени диктует свое понимание того, как надо играть Ленина. В наше время, когда воплощены уже многие ленинские предначертания, существует свое, сегодняшнее понимание этого образа. Поэтому я отказался от всех традиционных жестов, поз, поворотов головы, походки, грассирования... Поменьше актерских эффектов, вообще всего того, что идет, так сказать, от фантазии. Поменьше внимания зрителя «на себя» – вот главный критерий, которым мы руководствовались при отборе изобразительных средств. Кадр за кадром изучал кинохронику и досадовал: как мало, непростительно мало снимали Ильича! Снова и снова читал и перечитывал все о Ленине и все о том времени. Но найти ключ к постижению глубины ленинских мыслей, чувств в те тяжелые для государства дни все же не удавалось...

 

М. ДОНСКОЙ. Абсолютно уверен: они открылись вам в какой-то ленинской работе...

 

Ю. КАЮРОВ. Да! В «Очередных задачах Советской власти». Много раз перечитывал я эту статью. Мое внимание привлекло одно место: «Надо уметь найти в каждый особый момент то особое звено цепи, за которое надо всеми силами ухватиться, чтобы удержать всю цепь и подготовить прочно переход к следующему звену, причем порядок звеньев, их форма, их сцепление, их отличие друг от друга в исторической цепи событий не так просты и не так глупы, как в обыкновенной, кузнецом сделанной цепи». Меня словно озарило: так вот на что была направлена непрестанная, непрерывная, нечеловечески тяжелая работа Ленина – на поиск того звена в цепи исторических событий, за которое необходимо ухватиться именно сейчас, сию минуту, чтобы спасти от гибели молодое Советское государство. Мне вдруг стали понятны ход мыслей, душевное состояние, поступки Ленина в тот день – шестого июля. Вспомнил, как объяснял когда-то Немирович-Данченко Алексею Грибову: «...Ленин жил мыслью двадцать четыре часа в сутки – работал ли он, отдыхал ли – он все время интенсивно думал. Его, постоянно преследовала та или иная мысль...»

Теперь надо было точно и скрупулезно проанализировать все звенья в цепи событий того дня. Вот, для примера, одно звено – выступпение Ленина на V съезде Советов, в котором он разоблачает контрреволюционную позицию «левых» эсеров в отношении Брестского договора...

 

М. ДОНСКОЙ. Труднейший эпизод.

 

Ю. КАЮРОВ. Я представил себе и даже ощутил бушевавшую в душе и мыслях Ленина бурю в тот момент. Надо убедить делегатов принять позицию большевиков... Потому Ленин, обращая свою речь в зал, вкладывает в каждое слово всю силу партийной, революционной убежденности; потому он с такой болью, с такой искренностью говорит о сути происходящего в стране, говорит людям правду, самую жестокую, самую горькую, но правду!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены