Как живет сегодня бригадный подряд? – такова тема совместного исследования известного строителя и специального корреспондента «Смены»
Почти каждое новшество проходит три стадии:
– Такого не может быть, потому что не может быть никогда!
– В этом предложении что-то есть...
– Кто же этого не знает?
Преодоление первой стадии зависит только от того, появится ли человек, способный сказать: «Я лично берусь доказать, что это может быть именно так». Дальнейший переход от стадии к стадии совершенно незаметен и зависит от множества причин...
Бригадный подряд в промышленном строительстве был той инициативой, испытывать которую пришлось в экстремальных условиях: неверие в то, что он может быть, отсутствие помощи, а то и прямое противодействие. Наверное, для испытания это даже хорошо – проверить идею самым суровым образом. (Так новые машины испытывают на прочность – гоняют, бьют нещадно, чтобы модель вышла долговечной, жизнестойкой.) Но внедрять инициативу или метод надо в обычных, нормальных условиях. Как говорят, «в муках родиться – в радости жить».
Как живет сегодня бригадный подряд?
О нем написано столько, что во многом неудобно повторяться. Подозреваем, что у читателя может возникнуть некоторое недоумение: зачем самые разные авторы ломятся в открытую дверь, доказывая, как хорош и прогрессивен подряд, как выгоден рабочим и государству? Кто же нынче этого не знает?
Да, открытых противников сегодня трудно найти – не то время. Но что-то странное происходит с подрядом... Энтузиасты есть, но большинство заняло позицию выжидательную: «Вперед не забегай, сзади не отставай, в середине не толкайся». По отчетам подрядных бригад – десятки тысяч, но многие только формально носят звание подрядных. По правде говоря, не такая уж радостная жизнь складывается пока у подряда. После энтузиазма, всеобщей заинтересованности первых лет – охлаждение.
Как ни странно, немалый вред принесли... сами сторонники подряда. Точнее сказать, неумелые сторонники. По выражению одного инженера, «во многих местах, ожидая от метода того, чего сам по себе он дать бессилен, не миновали первичного опошления идеи. Заключили договоры с бригадами и решили, что схватили бога за бороду. Остальное, дескать, само собой сделается. А оказалось, что подряд не только облегчает выполнение планов – он многим усложняет жизнь. Подряд, если быть точным, – это не просто метод, а новая ступень развития хозяйственных отношений. Кто полагал, что можно внедрять метод, не меняя отношения, тут же разочаровался в подряде, так как хозрасчет потребовал качественно иной организации работ, иного инженерного и экономического мышления. К этому не были готовы. Существовала еще и слепая вера в то, будто бригадный подряд сразу переделывает людей, превращая их чуть ли не в ангелов. Такая вера повредила подряду не меньше, чем полное безверие. Процесс перестройки характеров сложен, а иногда и мучителен»,
Инженер, чье мнение мы здесь привели, – заместитель директора Мурманского филиала центра НОТ Минтяжстроя СССР Игорь Феодосьевич Шупа-Дуброва, третий участник нашей совместной поездки в Старый Оскол, на строительство электрометаллургического комбината. Шупа-Дуброва – полноправный соавтор бригадного подряда в промышленном строительстве, занимается им уже два десятка лет, с самого начала.
Здесь мы сделали попытку объединить журналистский взгляд на проблему, размышления о ней строителя-профессионала и комментарии инженера.
Осторожный скажет: «Хорошо, я возьмусь за подряд. Но сначала наведите порядок в организации строительства, управлении, снабжении. Пока этого нет, как можно заключать договор с бригадой? Мы не сумеем обеспечить ее фронтом работ, материалами, сорвется договор».
Вроде все резонно. Кроме одного: если б везде существовал полный порядок, идея подряда могла бы не появиться... Подряд был рожден как средство против беспорядка. Смысл его в том, чтобы об улучшении качества строительства, сокращении сроков думали все, а не только те, кому «по штату» положено, то есть в проявлении массовой инициативы. Всегда есть люди, потенциально способные двигать дело вперед, предлагать разумные решения. Но искать этих людей поодиночке, заниматься голословными призывами к общественной активности – занятие малоперспективное. Чтобы найти масштабного человека – надо дать ему масштабное дело. Значит, надо создавать условия, при которых инициатива каждого не может не проявиться. Такие условия дает только подряд.
В самый первый день в Старом Осколе мы попали на объект, который мог бы служить образцом хорошо спланированного и организованного беспорядка.
«Рвем договора и уезжаем», – такое мы слышали не в одной бригаде. «Что вы хотите, – пытались нам объяснить позже, – это же оргнабор. Знаете, что за люди: сегодня здесь – завтра там».
Не станем утверждать, что оргнабор поставляет идеальные кадры, но не от таких ли вот ситуаций на стройках у иных людей появляется охота к перемене мест?
Почему нельзя привезти несколько досок для скамеек, чтобы люди не отдыхали вповалку на полу бытовок? Почему на обед человек должен тратить два часа – дорога плюс стояние в очереди? Почему иногда «забывают» о том, что рабочих вечером надо отвезти домой – стройка-то далеко от города, – и те остаются ночевать в вагончиках?
Обо всем этом говорилось давно, приезжаем через несколько месяцев – ничего не изменилось. А строительство этого объекта – котельной – идет почти три года.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.