В МУКАХ РОДИТЬСЯ – В РАДОСТИ ЖИТЬ

  • В закладки
  • Вставить в блог

Небольшое отступление о смысле бригадирской подготовки, написанное строителем-профессионалом

– Расстановкой людей в последние годы работы бригадиром я вообще не занимался. Приезжие поражались: как так можно? А бригада удивлялась: разве можно иначе? Каждый человек знал свое дело не на день – на год вперед и не нуждался в мелочной опеке. Такая опека – прямая причина безынициативности.

Узнав о новом объекте, я посылал людей на аналогичные стройки – пусть выяснят, на чем там строители «спотыкались». Так, до начала строительства Мурманского мясокомбината заместитель бригадира специально ездил в Пензу. Там выяснилось, что много времени строители потеряли на сварочных работах. И тогда наша бригада решила заменить сварочные агрегаты полуавтоматами, что дало примерно десятикратный выигрыш во времени. Так и перед строительством мельницы двое наших товарищей побывали в Таллине.

Теперь о связи со смежниками, которая будто бы не бригадирское дело. На площадке мясокомбината мы собрали бригадиров монтажников, показали чертежи – давайте думать вместе, как лучше строить. Разобравшись в чертежах, бригадир Михаил Жихарев подсказал: «На третьем этаже перегородки до нас не клади, а проем оставь не с краю, а посередине». Когда привезли оборудование, мы могли убедиться: не посоветуйся заранее с монтажниками, сделай по проекту перегородки – пришлось бы их ломать, чтобы протащить через цех транспортер. А ведь это так просто – посоветоваться. Зато всякая повторная работа исключается.

Может быть, какие-то особенные люди собрались в бригаде? Нет, просто подрядные условия создают особую обстановку, настроение у людей: они перестают чувствовать себя простыми «винтиками», ощущают свою личную значимость. Потому что подряд – это конкретная цель, простор для инициативы, самостоятельность в выборе решений, самоуправление и самоорганизация.

Бригада нередко занималась и «воспитанием» недобросовестных поставщиков. Был случай, когда мы не приняли ступени для лестницы, сделанные не по проекту. На комбинате стройконструкций поразились: что же это за строители, которые не принимают материалы? Да другие бы с руками оторвали, сами бы исправили брак и еще спасибо сказали. И послали ту же автомашину с теми же ступенями снова на стройку. А бригада опять «завернула» шофера. Так и не приняли! Пострадала от этого бригада? Хотя нормальные ступени еще долго не привозили, работа не стояла. Нельзя делать лестницу – что же, на стройке всегда работы невпроворот, можно заняться каким-либо другим участком...

Бригадирская подготовка – это не только подготовка производства.

В прошлом году в Осколе было совещание бригадиров. Удивило меня то, что все выступавшие говорили исключительно о работе, производстве. Тогда я спросил: почему никто не скажет о том, как будут жить люди, где питаться, как отдыхать? В зале почувствовалось недоумение: при чем тут быт, у нас совещание производственное. А при том, что не кто иной, как бригадир, полностью отвечает за своих людей.

Здесь придется еще раз сослаться на практику нашей бригады.

За полгода до начала строительства котельной в Мурманске мы командировали на новую площадку Бориса Борисова с группой рабочих. Пока остальные заканчивали мельницу, Борисов занимался подготовкой. Когда бригада полностью перебазировалась, там уже все готово было для нормальной работы: проложены дороги, построены бытовки, столовая, подведена электроэнергия, даже клумба под цветы разбита. Конечно, такая подготовка возможна только при бригадном подряде, когда есть перспективная программа строительства. Но это означает и другое – нельзя браться за подряд со старыми представлениями о бригадирской в нем роли. Бригадир – не звание, не должность. Бригадир – это специальность. Он человек, который управляет людьми, стройкой. А это же целая наука! Ей, к сожалению, почти не учат.

С точки зрения соавтора-журналиста, собрание заходило в тупик: не поверили бригады в подряд. А тут еще Сериков вдруг заявил Панкову:

– Я бы на твоем месте тоже не взял подряд.

Бригада насторожилась: ожидали, будут уговаривать, не зря же столько начальства собралось – и на тебе, такой поворот.

– Объект у вас мизерный, надо больше работы брать.

– С одним-то не разберемся, а вы предлагаете взять несколько?

– Конечно. Что самое страшное для подрядной бригады? Простой. А чтобы его избежать, мы брали до полутора десятков объектов, все земляные работы, инженерные коммуникации. Бригада должна иметь возможность маневра: если стало дело на одном участке – кидай силы на второй. И вам так надо: посмотреть, какие еще есть объекты в управлении, и дописать в подряд.

...Долго еще не расходились. Говорили о наболевшем, о том, что «работаем, как слепые котята, почти все два-три раза переделываем...». Договоры подписали обе бригады. Но все-таки оставалось тягостное ощущение, что такое начало подряда – шаг к провалу. Нет у людей уверенности, интереса к новому делу, наконец...

– Разве они виноваты? – возразил строитель-профессионал. – Люди смогут все, если показать им. как можно жить и работать иначе. Здесь же не было никакой подготовки – ни инженерной, ни психологической, не сумели объяснить рабочим суть подряда. Не сделали даже элементарного – надо было принести и показать бригадам чертежи будущих сооружений... Иногда при внедрении подряда «соблазняют» большой премией, но главное-то вовсе не в этом! При обычном аккорде тоже премия большая. Главное – доказать, что можно работать интересно, красиво, без надоевшей халтуры и туфты. Что теперь делать, чтобы не случилось провала? Надо завтра же свозить бригадиров к Славе Глушенко.

«Вал» и разум

...Идет строительство. Когда более успешно, когда менее, но в целом дело движется по привычной, обкатанной технологии. Подряд, пробивающий себе дорогу на стройки, вдруг показывает и производство и людей с совершенно неожиданной стороны, показывает, кто есть кто...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены