На сцене она держится удивительно скромно и сдержанно – в наше время не часто встретишь такое на эстраде. Но, пожалуй, именно в этой ненарочитой скромности, сдержанности, неэффектности и есть ключ к обаянию Валентины Толкуновой. Потому что ее внешняя скромность не маска, не личина, но самое существо ее как человека и как певицы. Валентина Толкунова не нуждается ни в экстравагантных платьях и прическах, ни в блестящих украшениях, ни в эффектных позах, темпераментных жестах и надрывных интонациях. Ее артистическое «оружие» – естественность, искренность переживания, глубокая прочувствованность тончайших движений сердца.
Около восьми лет назад с песней И. Катаева «Я ночью шла по улице» впервые вышла на профессиональную сцену неизвестная публике солистка Валентина Толкунова. Теперь она одна из самых популярных и любимых певиц, заслуженная артистка РСФСР. Совсем недавно Толкунова удостоена премии Ленинского комсомола – «за высокое исполнительское мастерство и пропаганду советской песни».
Торжественные и шефские концерты, встречи с молодыми ударниками труда и воинами Советской Армии, поездки на комсомольские стройки – без всего этого трудно представить себе жизнь артистки. Ее любят и ждут повсюду. Ей рады люди всех профессий, всех возрастов. И сама Валя любит и находит дорожку к сердцам самых разных слушателей. «Я пою одинаково для всех, кто пришел меня слушать, – говорит она сама, – но особенно хорошо и легко мне, когда в зале есть дети и женщины, любящие песни, – у них добрые глаза, добрые сердца... Им особенно радостно дарить свои песни...»
Друзья-музыканты говорят, что с Толкуновой очень легко и интересно работать: она с самого начала твердо знает, что хочет сказать своим исполнением, и в то же время никогда не повторяется. Как и лучшие народные певцы, она всегда немного импровизирует – и может ли быть иначе, если каждый раз заново живешь в песне! И любая современная песня в интерпретации Толкуновой становится похожей на народную.
Наверное, поэтому с Валентиной Толкуновой любят работать композиторы. С. Туликов, Э. Колмановский, Н. Богословский, И. Лученок, Е. Птичкин ищут в ней исполнительницу (нередко первую) своих песен. И певица отвечает им глубоким пониманием, сопереживанием и прочувствованностью их сочинений.
Самые любимые, близкие сердцу песни? «Серебряные свадьбы» – она еще и напоминает о той теплоте, с которой отнесся к начинающей певице композитор Павел Аедоницкий, – «Деревянные лошадки» и «Поговори со мною, мама» – светлые картины ушедшего детства. Очень дороги еще от мамы услышанная «Мы на лодочке катались» и «Миленький ты мой» – любимая песня В.Шукшина. А с рождением сына Коленьки особенно ласково и задушевно зазвучала в ее исполнении «Носики-курносики» Б.Емельянова.
Мечты? Создать свой ансамбль и выступать с сольными концертами. И, конечно, продолжать находить «свои» песни – лиричные, по-народному напевные.
Валя говорит, что на ее концертах обычно не бывает мальчиков и девочек в джинсах – певица не хочет подстраиваться под вкусы еще не созревших слушателей. Они подрастут и обязательно сами поймут неброскую красоту «негромких» песен, поймут, почему ей пишут сотни благодарных слушателей: «Будьте счастливы и делайте людей счастливыми».
Друзья Валентины Толкуновой рассказывают, что в домашнем кругу она замечательно поет а'капелла традиционные фольклорные песни. Хорошо, если бы их могли услышать все.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Как живет сегодня бригадный подряд? – такова тема совместного исследования известного строителя и специального корреспондента «Смены»