Учеба рабочей молодежи: условия, возможности, эффект

Игорь Александров| опубликовано в номере №1317, апрель 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

За годы десятой пятилетки аттестаты о среднем образовании получили более 6 миллионов молодых тружеников, занятых в народном хозяйстве. Подобных выпусков школы рабочей молодежи еще не знали. Причем одновременно многие из выпускников повысили свою профессиональную квалификацию, рабочий разряд.

Успехи налицо, но и проблемы, стоящие перед школой, призванной давать молодым людям образование без отрыва от производства, серьезны.

Требование времени: вечерняя школа переходит на новые, усовершенствованные программы и учебные планы. Предполагается, например, вместе с трехгодичным курсом обучения ввести параллельно двухгодичный – для тех, кому это по силам. Продолжается поиск органичного соединения общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся.

Сегодня вечерняя школа стремится быть как можно ближе к месту работы своих учеников. Все шире используется льготный день – когда учащиеся в один и тот же день недели освобождаются от работы, чтобы целиком посвятить его школе.

В постановлении ЦК ВЛКСМ «Об участии комсомольских организаций в дальнейшем совершенствовании подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием без отрыва от производства» подчеркивается, что предметом особой заботы комитетов комсомола должно стать создание необходимых условий труда, учебы и быта для учащейся молодежи, как на производстве, так и в учебных заведениях. Для этого необходимо активно использовать договоры школ и предприятий о совместной работе. Договоры, в которых содержатся конкретные взаимные обязательства.

Дать каждому молодому труженику среднее образование – дело государственной важности, требование времени.

Вечерние уроки

Анна Афанасьевна

В Калининград переехали в январе. Сеял ласковый дождик, глаза подолгу не могли оторваться от свежей, яркой травы. Неожиданности на этом не кончились. В районо Анне Афанасьевне Каракозовой смогли предложить только часы в вечерней школе, пришлось вынужденно – чтобы не прерывался стаж – согласиться, хотя всю жизнь учила в дневной.

А школа – зеленый двухэтажный особнячок на лужайке среди запущенного садика – сразу понравилась.

...Через два дня шла по тихой Менделеевской на первые уроки и вдруг будто споткнулась: рядом с возникшей за могучими мокро-черными стволами старых лип школой стояли красные машины, показавшиеся неправдоподобно огромными, мелькали люди...

Школа ужаснула. Провалившаяся крыша, ряды выбитых окон, над каждым грязный след выплесков пламени, всё вокруг в каких-то обгорелых ошметках. От тяжелого и резкого в сырость запаха гари кружилась голова, давило виски.

В стороне она увидела учительниц, сбившихся стайкой вокруг мучительно бледного директора, пошла к ним.

Во время следствия по делу о пожаре в вечерней общеобразовательной школе № 6 каждому учителю задавали один и тот же вопрос: кто из учеников мог участвовать в поджоге?

Аза Михайловна Большакова в ответ стыдливо залилась краской и еле выдавила из себя: «Ой, что вы! Да как можно об этом думать!» Тамара Александровна Ващинина искренне изумилась: «А при чем здесь они?» Людмила Леонидовна Начинкина решительно отмахнулась: не то.

Натыкаясь каждый раз на одно и то же категоричное: «Из наших никто не мог!» – не выдержал следователь:

– Можно подумать, у вас тут одни ангелы собрались. А у нас на кое-кого есть совсем другие данные. За некоторыми – и вам это тоже известно – такое тянется... Кстати, и учеба у многих вот уже где сидит. Но заставляют – вот и нашли выход. Не утверждаю, что все именно так и есть, но версия выглядит вполне правдоподобно. А вы или слишком верите в них, или просто закрываете на все глаза, не хотите каких-то вещей замечать...

Целый год, пока с помощью шефов ремонтировалось здание, мыкались не самыми дорогими гостями по соседям, теряя учеников. Уходить в дневную школу в такой ситуации, решила Анна Афанасьевна, нехорошо и летом никаких шагов не предпринимала. Наконец, дождались окончания ремонта. Школу было не узнать – еще лучше стала. Но они-то знали, что само по себе здание еще не школа. Здесь можно было разместить любую контору, а чтобы была школа, нужны учебные пособия, архив, библиотека, методический материал. Нужно то, что погибло в пожаре. И что – это они тоже прекрасно знали – обычно собирается годами, копится бережно и неустанно листочек к листочку, чертежик к чертежику.

С разрозненных листочков, с чудом сохранившихся крох и начали. Сами писали, рисовали, составляли, систематизировали. Несли из дома, везли из командировок, выпрашивали у соседей и знакомых, надоедали шефам и районо. А ведь еще и учили. И на Анну Афанасьевну обрушились все заботы вечерней школы. Первое, что задавило, заслонило собою все, – посещаемость и сохранность контингента. И набор. Вечный, нескончаемый набор – только учебный год начался, зимой еще и не пахнет, а уже опять давит, мотает по домам и предприятиям забота: кого в следующем году набирать? На одном из собраний все по тем же вопросам Тамара Александровна Ващинина вдруг бросила:

— На самом деле надо просто всем ехать в Североморск.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены