Пусть станет дорогой тропинка

Таисия Беляева| опубликовано в номере №1317, апрель 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

В обыкновенной московской семье жила-была девочка Наташа. Росла не капризной, не балованной, хорошо училась, любила литературу и иностранный язык. Занималась балетом и плаванием, ходила в музыкальную школу. Каждое из увлечений начиналось бурно, азартно, потом проходило, и все устойчивее обнаруживалась «одна, но пламенная страсть» – поэзия, литература. В семье было твердо решено: дочь станет филологом. Но когда на выпускном вечере она читала со школьной сцены стихи, отрывки из любимых произведений, ни ее друзья и подруги, ни родители не знали еще, что завтра она отправится поступать в театральное. Маме доверила, как тайну, свою мечту.

– Что ж, – сказала мудрая мама, – попробуй. Будешь знать, как проваливаются на экзаменах!..

Обычная московская девчонка появилась в Щукинском театральном училище, где сотни других, как и она, пришли попытать свое счастье. Наташа изумилась: до чего же все они красивые, модные, длинноногие! Даже настроение упало. Конечно, ее никто не заметит! Нужно срочно принимать меры. Юбка мгновенно укорочена до критического предела, у подруги выпросила туфли на огромной платформе. Пущена в ход вся мамина косметика.

Перед экзаменаторами предстало странное существо: из-под густого слоя грима с испугом смотрели накрашенные глаза, ноги подгибались от непомерно высоких каблуков. Существо храбро провозгласило: «Басня. «Мартышка и очки»!» И тут Наташа увидела себя как бы со стороны и поняла, что смысл и мораль басни совершенно точно определяют все, что она только что проделала над собой. Она расхохоталась и выбежала из аудитории. Первая неудача не обескуражила, но заставила задуматься. Она поняла: главное – быть самой собой.

Она должна стать актрисой. Это ее мечта и цель. Преподаватели школы говорили о том, что у нее хороший вкус к слову, дар чувствовать нюансы, интонации, подтекст произведения. А что есть образ? Ведь это несыгранная роль! Любовью, состраданием и соучастием к человеку жива русская и советская литература, лучшие образцы зарубежной классики. Воплощая на сцене или экране характер, выписанный драматургом, актер возвращает его зрителю, вдохнув жизнь, обогатив собственной индивидуальностью, создает художественный образ, в котором, как пульс, бьется время.

В приемной комиссии ВГИКа, куда Наташа пришла на следующий день, ее попросили прочитать стихи. Она их знала много и читала, пока не остановили.

Сидел в приемной комиссии человек с очень знакомым лицом. В прошлом – питомец института, в настоящем – всемирно известный актер и режиссер. Всякий раз на экзаменах он ждал чуда, страстно желал увидеть, открыть дарование и личность среди сотен робких и бойких девочек и мальчиков.

Вот перед ним стоит восторженная девочка – кровь с молоком, пышет здоровьем, пшеничная коса до пояса, открытый, смелый взгляд... Чем-то она выделяется, чем-то настойчиво привлекает к себе внимание – не внешностью только, а еще и легко угадывающейся искренностью характера. Но разве это говорит о скрытых в ней актерских способностях? Да и есть ли что скрытое?..

– Из прозы что-нибудь, – попросил он, прервав свои размышления.

Наташа чуть запнулась. Из прозы вспомнилась почему-то статья.

— Отпустим ее, – предложил кто-то из членов комиссии, когда Наташа закончила.

— Ну, что ж, – нехотя согласился человек. Он медлил, словно ждал еще чего-то, какой-то неожиданности.

Когда через несколько часов Наташа вновь пришла во ВГИК, чтобы узнать результаты тура, ей сказали:

– Андрейченко, где ты была? Тебя Бондарчук спрашивал. Нужно было пройти еще два тура – по вокалу и сценическому движению...

Наташа с ужасом поняла, что все пропало. Она рванулась в аудиторию:

– Я умею петь! Я музыкальную школу кончила! Слезы застилали глаза... Почему-то улыбался Бондарчук.

– Верхом ездить умею! – выкрикнула она с отчаянием. Слезы лились ручьем...

Бондарчук пристально смотрел на нее.

– Вас приняли! – сказал он.

Слезы высохли мгновенно. Наташа улыбалась.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены