Пушкин передал Киреевскому тетрадь с пятьюдесятью русскими песнями, сказав: «Когда - нибудь от нечего делать разберите - жа, которые поет народ и которые смастерил я сам». Собиратель народного творчества, тонкий знаток в этой области, Киреевский так и не смог разгадать этой загадки.
Задача была почти неразрешимой. Песни Пушкина неотличимы от песен народных, потому что песни эти - не подделка, не имитация, не поверхностное подражание. Поэт проник в истоки народного творчества, постиг его законы, его строй и дух. Пушкин научился слагать песни и сказки так, как слагает их народ, потому что знал и любил этот народ и питал безграничное уважение ж его истории и преданиям.
Знание народной жизни не сразу далось поэту. Юноша Пушкин воспитывался на французской литературе и знал французский язык едва ли не лучше родного. Но «француз» Пушкин с детства проявлял необычайный интерес к песням дворни, к рассказам бабушки и няни. С годами интерес этот еще более окреп.
Путешествуя с Раевским по Крыму и Кавказу, поэт присматривается к быту казачьих станиц, слушает казачьи песни. В Бессарабии странствует он вместе с цыганским табором. Позднее, в Михайловском, во время ярмарки, он целые дни проводит на площади близ Святогорского монастыря, собирает вокруг себя нищих, слепцов, слушает старинные песни, сказки.
В библиотеке поэта, рядом с другими сборниками фольклора, бережно хранились «Былины» Вирши Данилова. Прелестью «богатырских сказок», былин, эпоса Пушкин восхищался неизменно.
«Преданья старины глубокой» как тема и материал для поэтического творчества рано привлекли внимание Пушкина. Еще в лицее набросал он план поэмы «Игорь и Ольга». В 1815 - 1816 годах он приступает к поэтической обработке сказки о Бове. В память об этой попытке остались план и довольно длинный отрывок.
В 1817 году Пушкин начал и через три года закончил поэму - сказку «Руслан и Людмила».
Подлинно русского, народного в «Руслане и Людмиле» еще не много. Знаменитый сказочный пролог («У лукоморья дуб зеленый» и т. д.) написан Пушкиным позднее, в 1825 году. Но в самом выборе темы и места действия, в именах героев поэмы, в отдельных эпизодах сказались интерес и уважение Пушкина к народному эпосу, к сказке народной. Интерес этот примечателен уже по одному тому, что 'большая часть «образованного» общества в то время народную сказку презирала. Далеко не одиноким был рецензент «Невского зрителя», с возмущением взывавший: «Кто бы подумал до появления сего произведения, что при нынешнем состоянии просвещения старинная сказка об Еруслане Лазаревиче найдет себе подражателей?»
Создавая «Руслана и Людмилу», Пушкин вряд ли черпал непосредственно из кладезей народного творчества. Источниками «Руслана», по всей вероятности, служили произведения старшие современников Пушкина - сказки Богдановича, Батюшкова, Жуковского. Но кто бы ни был литературным предком пушкинского Руслана - тезка его из сказки Богдановича или лубочный Еруслан Лазаревич, - несомненно одно: герой юношеской поэмы Пушкина значительно больше напоминает галантного рыцаря из волшебно - приключенческого романа чем киевского богатыря. Тем не менее, есть в поэме места, где Руслан как бы вырастает, облик его становится величественным. В отдельных строфах Пушкину удается поднять своего Руслана до высоты героев древнерусского эпоса.
Таков Руслан в сцене битвы с печенегами:
«... В поле меж врагами, Блистая в латах, как в огне, Чудесный воин на коне Грозой несется, колет, рубит, В ревущий рог, летая, трубит...... Где ни просвищет грозный меч, Где конь сердитый ни промчится, Везде главы слетают с плеч И с воплем строй на строй валится...»
Руслан - еще не герой народный, но, рисуя его облик, Пушкин думал о создании такого героя. И, наделяя Руслана чертами высокого благородства, храбростью, верностью, великодушием, поэт считал эти свойства присущими народному герою.
Для создания образа подлинного народного героя у Пушкина времен «Руслана» не хватало еще ни званий, ни опыта. Но то, что не под силу было двадцатилетнему юноше, удалось зрелому художнику. 11 лет спустя после окончания «Руслана и Людмилы», в 1831 году, пишет Пушкин свою «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтавовиче и о прекрасной царевне Лебеди». Настоящий герой этой сказки - богатырь Гвидон.
Пушкин работал на подлинном фольклорном материале. Первая запись «Сказки о царе Салтане» сделана им еще на юге, примерно в 1822 - 1823 году. Но основой для пушкинской сказки, по - видимому, послужил второй вариант, записанный позже со слов няни Арины Родионовны.
Следуя записи, Пушкин начинает свою сказку без предисловий, «в лоб»:
«... Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, -
Говорит одна девица,
- То сама на весь бы мир
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
16 июля 1872 года родился Роальд Руал Амундсен
Из серии «Теневые картинки»