Приветливо встречают богатыри царевну, изгнанную из дома злой мачехой. Как любимая сестра живет она между ними. Отвергнутое ею сватовство не влияет на их дружбу.
О высоком интеллектуальном и моральном уровне братьев - богатырей свидетельствуют слова их на похоронах царевны:
«Нами ты была любима
И для милого хранима...»
Благородным, великодушным, храбрым изображал Пушкин народного героя, а насколько постиг поэт, чем живет и дышит народ, свидетельствует судьба его «Сказки о рыбаке и рыбке».
Источником этой чудесной вещи, в ритмах и звуковом строе которой слышится то шум моря, то брюзжание сварливой старухи, прежде считалась русская народная сказка.
В сборнике Афанасьева и в собрании польских сказок действительно имеется сказка, очень близкая по содержанию к пушкинской. Но позднейшие изыскания, в частности эпизод, найденный С. М. Бонди в черновиках поэта, опровергли эту гипотезу. В найденном эпизоде говорится о желании старухи стать римским папой, что указывает на западное происхождение пушкинской сказки.
Родоначальница же афанасьевского и польского вариантов - «Сказка о рыбаке и рыбке» поэта Пушкина, воспринятая народом как своя, влившаяся в народное творчество, усыновленная, впитанная народом. Какая высокая награда для поэта и такое огромное отличие от литературных сказок хотя бы того же Жуковского, превратившего русскую народную сказку о Берендее в романтическую балладу, доступную немногим!
Не нужно думать, что, создавая народные сказки, Пушкин отрекался от себя, от своего, личного. Сказка - живой, изменяющийся организм: каждый талантливый сказитель накладывает на нее отпечаток своего «я». Что же говорить о такой огромной творческой индивидуальности, как Пушкин?!
Биографические, личные ноты сильней всего звучат в «Сказке о золотом петушке». Сказка эта повествует о ленивом и злом самодуре - царе Додоне, не умеющем держать своего слова. Горечь ощущается в строке, не пропущенной в свое время цензурой: «... Но с царями плохо вздорить».
В 1834 году, когда была написана «Сказка о золотом петушке», Пушкин глубоко постиг эту истину.
20 - 22 апреля того года было перехвачено и представлено царю письмо поэта к жене. Возмущенный, Пушкин подал в отставку.
Николай поручил Бенкендорфу объяснить поэту «всю бессмысленность его поведения и чем это может кончиться...»
О результатах этого «объяснения» говорит письмо Пушкина:
«...на днях хандра меня взяла, подал я в отставку, но получил... от Бенкендорфа такой сухой абшид, что я вструхнул, и Христом и богом прошу, чтобы мне отставку не давали...»
Суров конец «Сказки о золотом петушке». Поэт жестоко расправляется с царем Додоном, и конец этот вполне соответствует подспудным мятежным чувствам и морали народа, никогда не прощающего в своих сказках, а следовательно, и в жизни, лжи и обмана.
Гениальный сказочник Пушкин питал безграничное уважение к прошлому народа. Изображая народных героев, он сообщает им высокие моральные и интеллектуальные качества, ибо таковы и есть эти герои, созванные народом согласно лучшим его устремлениям.
Уважение к народу, вера в его этическое чувство выразились у Пушкина не только в сказках, но и во всем его творчестве, в частности в «Борисе Годунове». Главное действующее лицо этой драмы - народ, судья нелицеприятный и суровый.
Пушкин сумел увидеть и оценить настоящее лицо народа в то время, когда народ этот был принижен, загнан, забит.
Что же сказать о людях, на глазах у которых этот народ стал народом - творцом, осуществляющим неслыханную в мире задачу созидания коммунистического общества, и которые все же ухитрились не помять его, оплевать его прошлое, его героев?
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.