Попадья Балдой не нахвалится,
Поповна о Балде лишь и печалится,
Попенок зовет его тятей;
Кашу заварит, нянчится с дитятей».
Пушкинский Балда трудолюбив, добр, сообразителен. От Балды - тупого и бестолкового - осталось у него только имя. Когда, желая уклониться от расплаты, поп посылает слугу ж чертям за оброкам, Балда проявляет удивительную сметливость.
С неподражаемым знанием народного юмора рассказывает Пушкин о состязании Балды с чертями.
Бесенок предлагает Балде соревноваться в беге. «Где тебе тягаться со мною!» - говорит Балда. - «...обгони - ка моего меньшего брата!» Бесенок бежит наперегонки с одним из двух зайцев, пойманных Балдой. Прибегает запыхавшийся бесенок, а заяц (второй, оставшийся в мешке Балды) уже на месте. Примерно таким же способам, не с помощью физической силы, а благодаря сметливости и догадке, побеждает Балда и в других двух случаях.
Победитель - батрак идет расплачиваться с хозяином тремя, оговоренными при найме щелчками. Поп, «завидя Балду, вскакивает, за попадью прячется, со страху корячится...»
И не мудрено, так как Балда обладает огромной, поистине богатырской силой. С первого его щелчка
«Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился поп языка;
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика».
Первоначально у Пушкина был другой вариант. Последняя строка читалась так:
«Брызнул мозг до потолка».
Потом эту жестокую натуралистическую деталь поэт заменил строкой:
«Вышибло дух у старика», и, наконец, Пушкин зачеркнул слово «дух», сохранив таким образом жизнь попу.
В этом постепенном смягчении концовки видно все то же желание поэта сделать своего героя более великодушным, человечным. Подобно богатырю Руслану, подобно богатырю Гвидону, герой этой сказки - скромный народный герой - отличается высокими человеческими качествами - умом и великодушием.
Храбростью, благородством, радушием и способностью к самопожертвованию щедро одарены семь богатырей из «Сказки о мертвой царевне». В самом рассказе о богатырях, живущих в лесном домике, слышится отголосок предания о богатырской пограничной заставе, охраняющей страну от врагов.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.