Шесть окошек с видом на канал

Александр Богучаров| опубликовано в номере №1172, март 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Хватит чай пить, Шашкин, – не на шутку сердится Кузнецов, – добренький за чужой счет. Макаровский флаг видел? А он – «спать приказал!».

– Не соглашались. Петушились. А мне ребят жалко. Чего на солнцепеке валяться? Не пляж ведь. А насчет флага... Собрали и мы людей. Сказали: задержим канал хоть на полнедели, в районах начнут скот племенной резать. Тоже подействовало. Может, приземлимся?

– Погоди, – Кузнецов трет по привычке переносицу, – значит, мы не жалеем людей, а ты один жалеешь?

Сказал и осекся. А Шашкин как будто издалека на него смотрит, снова прихлебнув из термоса. И понятно ему с распахнутой болью незаживающей: это осекся Иван Петрович, потому что вспомнил, как хоронили они сына Шашкина, двенадцатилетнего Петьку, и тогда сказал над маленьким холмиком Иван Петрович: «Молодых жалеть надо. И щадить». Ничего больше не сказал, а запомнилось. Ничего и не надо больше...

– Ты со мною всегда так, ты мне и девятого мая выдал! – вздыхает Кузнецов.

– Такой день, Иван Петрович, а ты нас всех на коллегию в Саратов! – упрекает добродушно Шашкин. – Не накрыл бы ты после коллегии праздничный. стол, я бы на тебя с пресс-папье пошел.

– Что-нибудь еще вспомни, а? – язвит Кузнецов и вдруг впивается ладонью в острый ободок иллюминатора: к откосу, закрепленному за студенческим отрядом, движется «МАЗ», груженный плитами. – Что я говорил? – накаляется он.

– А я что говорил? – завинчивает термос Шашкин.

Из-за горы щебня показываются зеленые куртки. Студенческий отряд...

Строительная индустрия для них – проблема номер один.

И вслед за нею требовательно встает другая, не менее важная – совершенствование самого строительства каналов. Если, к примеру, они бы сооружали свой Ерусланский строго по традиции, согласно инструкциям, никогда бы, ни при какой погоде не уложились в два месяца.

Тут всегда решает дерзновенное «сотворчество» рабочего и инженера.

Может быть, именно потому в тот день, когда крановщик Душкин положил на пленку откоса 153 плиты, «осенило» и Шашкина – он нашел выход из положения: втрое удалось сократить расход монолита и бетона!

Конечно, неплохая штука – теоловая мастика. Заделывают ею швы давно, скрепляют жгутом – пористой резиной – и проверено, и надежно, и любому разнорабочему известно. Однако представим себе, что «на мастике» стоит бригада не семь, а четырнадцать часов. От «мастичных» испарений иной человек в обморок упадет. А напастись этой мастики? Производство ее – дело деликатное, неторопливое. И снова Шашкин! Изготовили асфальт мягкий, жирный, с добавкой битума. 423 тонны асфальта.

И когда пикировались Кузнецов и Шашкин в вертолете, неотрывно смотрели вниз, «на донку», неизбежно об одном думали: удержит ли воду тот асфальт? Не поднимется ли плита, распираемая с обеих сторон «подтычкой»?

Нет, ни одна не поднялась, а воду держал асфальт не хуже той мастики.

Вот Кузнецов и размышлял, что подобных находок у них пруд пруди, но почему-то они остаются яркими эпизодами трудных дней стройки, а не осваиваются, «не идут» на другие стройки, в другие трудные дни...

И, наверное, никогда не доведется мне больше увидеть Кузнецова таким счастливым, каким был он, когда вертолет совершил посадку возле «шашкинского водобоя»... Узкое это было место – перепад. Монтаж и установка фильтров и труб перепада – на это времени не было. Небольшое ирригационное сооружение стало препятствием на скором пути воды. И Шашкин придумал «водобой». Вероятно, ясно, что перепад – это как бы порожек в канале, эдакий необходимый спуск, по которому вода должна беспрепятственно, несмотря на коварство грунта и изменение глубины, пройти дальше. А «водобой»? Перепад – времянка. Блоки и щебень (крупные фракции щебня уплотняют мелочь, блоки регулируют уровень воды). Просто? Все гениальное просто...

К тому же Шашкин на чертежике показал, как можно будет дня за три потом заменить этот «водобой» стабильным перепадом. Разумеется, при полном ходе воды...

– Где же твои бетонщики, Шашкин? – поинтересовался Кузнецов, когда они вновь садились в вертолет.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены