Райс ответил загадочно:
- Это личные кадры оберштурмбанфюрера.
- Вот такие ребята нам и нужны! - с энтузиазмом воскликнул Вайс - Надеюсь, вы нам кое-кого уступите?
- Как прикажет оберштурмбанфюрер. Иоганн положил руку на спину Раиса и, дружески полуобнимая его, попросил:
- А ну, по-приятельски. Парочку таких, какие покрепче. А то я вижу, они все тут заморыши.
- Ну не все, есть один кролик поразительной живучести.
Вайс сказал сухо:
- Нет, те, на которых производятся медицинские эксперименты, нам не нужны.
- Да нет, этот совсем из другой породы, - рассмеялся Райс, - из гончих. Ну понимаешь, гончий кролик. Мы указываем ему место прохода в ограждениях, он подговаривает группу на побег. Ну и, следовательно, таким простым способом мы выявляем еще не обезличенные объекты и избавляемся от них.
- Здорово, - похвалил Иоганн.
- Шаблонный прием, - скромно сказал Райс, - тянем его еще с Тремблинки.
Иоганн обвел глазами колонну заключенных, попросил:
- А ну, покажи мне этого парня.
- Да вот он, напротив - 730012.
Понимая, что речь идет о нагрудном номере на куртке заключенного, Иоганн довольно быстро нашел его.
Такой же, как все тут. Ничем особенно не отличается. Лицо сизое, набрякшее, уши круглые, широкие, сутулый, с отвислым задом. Вот разве что правая бровь от шрама лысая.
- Не годится для нас, староват, - сухо объявил Иоганн.
- Да ему и тридцати нет. Они все здесь похожи на стариков.
Иоганн, испытывая неистовое напряжение душевных сил, смотрел на лица заключенных, смотрел им в глаза. Но взгляд его встречал только стеклянное мертвое мерцание глаз, казалось, не видящих его и не желающих его видеть. Он не существовал для этих людей - вот что означали их взгляды. Не существовал, и все. Он был для них ничто. Ничто в сером мундире. Ничто, голосу которого они будут повиноваться так же, как голосу репродуктора.
Райс сделал движение пальцами и произнес:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
По следам выступления «Смены»