Роман Д. Гранина «Иду на грозу» - одно из популярных произведений последнего времени. И поэтому вполне понятно внимание к нему кинематографистов. Но кинематограф и литература - вещи разные, и съемочному коллективу студии «Ленфильм» во главе с постановщиком Сергеем Микаэляном предстоит не проиллюстрировать роман, а, сохраняя его атмосферу и стилистику, создать новое произведение.
Мы присутствовали на съемках фильма в окрестностях Адлера, когда снимались самые напряженные сцены.
... Ученые во главе с Тулиным, оставив лаборатории, выехали в экспедицию для проведения экспериментов в атмосфере. Исследования велись в опасной зоне грозовых разрядов. Высокая цель руководила учеными: человечество должно научиться управлять погодой, управлять стихией. В адлеровском аэропорту была возведена настоящая «Тулинская лаборатория». Отсюда кинокамера, сопровождая героев фильма, уже не раз «ходила на грозу».
Во дворе базы экспедиции полным ходом идет подготовка к съемкам очередного эпизода, вернее, кадра, входящего в этот эпизод. В режиссер-сном сценарии кадр этот стоит под № 65.
... Экспедиция ученых вынуждена покинуть базу, не завершив важнейших исследований. «Комиссия из центра» запретила полеты после случившейся катастрофы... Обстановка на базе чем-то напоминает картину горестных дней эвакуации: в опустевших лабораториях ветер листает брошенную тетрадь; сотрудники с забинтованными руками, опаленными лицами (последствия аварии самолета) нехотя грузят оборудование на машины. Повсюду валяются сломанные ящики, перевернутые стулья... Люди расстаются не только с домом, который стал им близок и дорог, они расстаются с мечтой, с надеждой, с будущим, ради которого рисковали всем, даже жизнью.
Под навесом, за столом с протоколами последнего полета, сидит один из главных героев фильма - Сергей Крылов. Вся его фигура выражает немой протест. Нет, скорее вызов обстоятельствам.
Роль Крылова исполняет молодой актер Александр Белявский. Внешне он совсем не похож на того немного мешковатого, «с примитивной, курносой физиономией Крылова», которого мы помним по роману. Актер не ищет внешнего сходства: важно передать, выразить характер! В снимающейся сцене Крылов произносит всего одну фразу. Но как ее произнести?
- Ты должен, Саша, найти и передать то единственное состояние, в котором находится твой герой, - говорит, обращаясь н Белявскому, С. Микаэлян. - Ты ведь знаешь, что Крылов из тех ученых, у которых хватит сил после поражения начать все сызнова...
Объявлен короткий перерыв. Белявский поднялся из-за стола и, опираясь на палочку (нога повреждена во время вынужденного прыжка из самолета), отошел в сторону, закурил. Он не новичок в кино. Впервые пришел на киностудию, еще будучи инженером (играл в самодеятельности). Ему предложили попробоваться на роль Коли в фильме «Рассказы о Ленине». Потом - театральное училище, работа, снимался в фильмах «Это случилось в милиции», «Иоланта», «Ночь без милосердия». А совсем недавно сыграл советского летчика в фильме «Прерванные полеты» польского режиссера Бучковского, который с успехом идет сейчас на экранах Польши. И вот теперь - Крылов...
Перерыв кончается. Раздается долгожданная команда: «Внимание! Мотор|» Следует несколько дублей. Второй... пятый... девятый.
Перерыв. Пока идет подготовка следующей сцены, актеры свободны и можно с ними побеседовать. Я попросил Александра Белявского рассказать о своей роли.
- Многое вроде понятно в Крылове, - говорит он. - Как задуман Сергей автором, представляю. А что получится у меня?.. Мне по душе его одержимость, активная гражданственность. По душе его дружба с Тулиным. Хочется, чтобы Крылова и Тулина воспринимали как нечто единое.
Они вроде Дон-Кихота и Санчо Пансы. В чем-то дополняют друг друга. И симпатии и дружба их не случайны. Приятно, что Тулина играет Василий Лановой. Интересны отношения моего героя с Леной. В сценарии она задумана несколько иначе, чем в романе. В конце фильма Лена возвращается к Крылову. Как должен поступить мой герой: простить или не простить любимую женщину? Это пока не ясно ни мне, ни режиссеру...
Исполнительница роли Лены Алла Чернова знакома нам по фильму «Коротко лето в горах». К съемкам в фильме «Иду на грозу» она готовилась давно. Летом научилась водить мотоцикл, чтобы обойтись без дублера.
- Мне хочется, - говорит она, - чтобы мою Лену простил Крылов. Лена совсем не простая, как думают некоторые. Известная доля легкомыслия, а порой и цинизма - это у нее временное, вроде «защитной рубашки» от жизненных неудач. Она вовсе не легкомысленная. Ей не нравится Крылов, который любит «выяснять отношения». Но она понимает и любит другого Крылова - толкового, упорного, доброго. Мне очень хочется, чтобы и Крылов полюбил ее.
... Вечером группе предстояло снимать сцену свидания Ричарда с Женей. Место выбрали еще накануне - в районе Казачьего брода, по дороге на Красную Поляну. Пока техники «сворачивались», режиссер с главным художником выехали к месту новых съемок, чтобы рассмотреть план предстоящих действий. С помощником оператора, прихватив кассеты, мы отправились в гостиницу «Прибой», где разместился штаб группы. В небольшой комнате смуглый от загара мужчина настойчиво просил кого-то по телефону доставить в Сочинский порт корабль: для предстоящих съемок требовалось геофизическое судно. Помните, в романе Крылов совершает на нем кругосветное путешествие?
Хотя съемки корабля и на корабле намечались через несколько дней, директор картины Григорий Григорьевич Прусовский (он-то и говорил по телефону) знает, что «хозяйство» должно быть готово загодя.
- Группе предстоит отенять свыше двух с половиной тысяч метров пленки, - говорит Прусовский. - Фильм будет двухсерийным. Маршруты съемок проходят по заводам, лабораториям вузов, героев фильма увидят на улицах Москвы, Ленинграда. Значительное место отводится комбинированным съемкам. А пока, как вы видите... - Он показал рукой на график, на котором все разделено на четкие квадраты. - Пока сняты первые кадры. Красным карандашом были отмечены 64 кадра. Вечером после летучки на клеточке против наименования объекта «Натура», «Отъезд участников экспедиции Тулина» появился красный флажок. Кадр № 65 был отснят.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
По следам выступления «Смены»