Звезды стали ближе

Е Рябчиков| опубликовано в номере №909, апрель 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

Свершилось нечто фантастическое: человек покинул надежно защищавший его космический корабль и, распахнув дверь в таинственный мир космоса, вошел в него.

Перед глазами миллионов потрясенных землян происходило воистину невероятное: телевизионные камеры, установленные на борту космического корабля «Восход-2», передавали чуть ли не в каждую квартиру, как выходил из звездолета, пилотируемого Павлом Беляевым, космонавт Алексей Леонов. Не первый раз советское космовидение объединяет в дни выдающихся событий человечество единым волнением и восхищением, единым напряжением и бурей восторга. Но то, что принесло космовидение людям нашей планеты 18 и 19 марта, заставило померкнуть старые сказки и эфемерные картины фантастов.

Помните, как все мы, затаив дыхание, всматривались в очертания части корпуса космического корабля, рисовавшегося на фоне земного шара. Одна эта захватывающая картина уже заставляла учащенно биться сердца. А когда из люка шлюзового устройства осторожно выглянул Алексей Леонов, то, очевидно, каждый дрогнул, представив себя на месте героя. Какая воля, какое мужество нужны для того, чтобы жить и работать в микроскопическом земном мире, заключенном в космическом корабле, а тут Алексей Леонов, осмотревшись, впервые взглянул на земной шар, на такие близкие и яркие звезды в аспидно-черном небе не через иллюминаторы космического корабля.

Мы видели на экранах, как проплывала наша планета с разливами океанов и темными массами суши, прикрытая белыми шапками облаков.

Над материками и океанами, в царстве пустоты выходил из шлюзовой камеры космолета сын Земли, наш соотечественник, воспитанник комсомола, коммунист Алексей Леонов.

Он еще держался гермоперчаткой за край люка. Что будет, если разжать пальцы?

Леонов прошел сложные тренировки и ясно представлял себе, что его ждет. Но впервые оставить последнюю опору, кусочек Земли, и стать живым астероидом, самостоятельным космическим телом - на это мог решиться волевой человек. И он отнял пальцы от края люка и вмиг стал пловцом океана Вселенной.

С первого шага начинается самый большой путь. Пять шагов сделал Алексей Леонов в космической пустыне, на пять метров отчалил он от борта корабля и, раскинув руки, парил и плавал. Он был живым спутником корабля-спутника. Он утратил представление о верхе, о низе, о весе. Первым из рода человеческого Алексей Леонов жил в открытом космосе, в удивительном безопорном пространстве, и летел вместе с кораблем со скоростью 28 тысяч километров в час. Находясь вне корабля, Леонов пролетел от Черноморского побережья до Сахалина.

«Самое невероятное достижение даже для нашего века невероятных событий», - комментировал вице-президент Британского общества межпланетных сообщений Кеннет Гэтленд выход советского космонавта Алексея Леонова из звездного корабля «Восход-2» в океан Вселенной. Только шланг соединял Леонова с космическим кораблем, где управлял приборами и средствами жизнеобеспечения его друг, командир Павел Беляев.

Старту космического корабля «Восход-2» предшествовала напряженная и длительная работа научно-исследовательских лабораторий, узлов связи, постов наблюдений за Солнцем и метеорных патрулей.

Земной шар окружен гигантскими облаками метеорной пыли, простирающимися на тысячи километров. Микроскопические метеоры «роятся» над Землей, сопровождая ее в вечном полете во Вселенной. Ученые предполагают, что на поверхность нашей планеты выпадают миллионы тонн метеорной массы в течение одного лишь года. Естественно, что самая крошечная частица из этой метеорной тучи может пробить скафандр космонавта или причинить ущерб кораблю. Поэтому метеорные патрули вели все время самое тщательное исследование космического пространства, чтобы дать «метеорный прогноз», гарантирующий безопасность полета.

Вторая опасность связана была с космической радиацией. В безмолвии океана Вселенной - превеликое множество врагов человека: протоны, альфа-частицы. Видный советский ученый С. Верное, прибегая к образному сравнению, говорит о «рифах» и «бурях» в космическом пространстве. «Рифами» он называет радиационные пояса, окружающие земной шар, а «бурями» - солнечный ветер, чрезвычайно интенсивные излучения, связанные с активностью Солнца. Система службы Солнца и позволяет прогнозировать «радиационную погоду», точно определяя время, когда возможен безопасный для жизни и здоровья космонавтов звездный рейс.

Важнейшим условием достижения новой победы был переход космонавтики к новой конструкции космического корабля - от одноместного «Востока» к многоместному, более совершенному «Восходу». В прошлом году в кабине космического корабля «Восход» разместился первый в мире звездный экипаж - Владимир Комаров, Константин Феоктистов, Борис Егоров. Дружной бригадой провели они важные научные исследования.

Примечательной особенностью рейса космического корабля «Восход» было то, что на его борту летели первые в мире «космические ученые». Любопытна была и другая деталь: космонавты отправились в путь без своих традиционных доспехов - скафандров. Обычные спортивные куртки заменили им специальную космическую одежду, дублирующую защитные свойства оболочки космического корабля.

Однако следующий рейс «Восхода» потребовал вновь облачить космонавтов в скафандры, на этот раз специальной конструкции. Скафандр, в сущности, та же герметическая кабина со всеми бытовыми удобствами, только миниатюрная, гибкая, пригнанная по телу космонавта. Плотная, непроницаемая оболочка скафандра позволяет поддерживать в нем необходимое давление воздуха и защищает человека от опасного космического вакуума. Внутри герметического шлема с прозрачным иллюминатором есть устройство для связи с кораблем и с Землей.

...20 минут жил и работал Алексей Леонов в условиях космического пространства, причем 10 минут находился он вне стен корабля. Пять шагов, сделанных им в пустыне, именуемой космосом, начинают большой путь человечества в околосолнечном пространстве.

Помните, как встречала ликующая Москва Павла Беляева и Алексея Леонова! Тогда Первый секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев говорил: «... Придавая исключительное значение космическому полету и свободному выходу в космос, впервые в мире осуществленному тов. Леоновым под руководством командира космического корабля тов. Беляева, Центральный Комитет партии и Советское правительство решили в память об этом историческом событии сохранить навечно всю документацию и кинопленку о полете товарищей Беляева и Леонова. Решено замуровать специальную ампулу с этой документацией в Москве у монумента покорителям космоса - памятника основоположнику космонавтики К. Э. Циолковскому. На месте, где будет находиться ампула, будет установлена мемориальная мраморная доска с надписью золотыми буквами.

Одновременно принято решение замуровать в этом же месте ампулу с документацией и кинопленками о полетах всех советских космонавтов - товарищей Гагарина Ю. А., Титова Г. С, Николаева А. Г. и Поповича П. Р., Николаевой-Терешковой В. В. и Быковского В. Ф., Комарова В. М., Феоктистова К. П. и Егорова Б. Б.».

Автору этих строк вспоминается сейчас далекий год, когда он, молодой журналист, пришел в тихий дом на тихой улочке Калуги и долго слушал человека с глазами гения. Константин Эдуардович Циолковский, приставив к уху жестяной раструб, - он был глуховат - слушал мои вопросы и с жаром рассказывал о жизни человека в межзвездной среде, о будущих «небесных островах», о том, как человек освоит новую среду обитания.

Как порадовался бы Циолковский, если бы увидел на экране телевизора выход Алексея Леонова из кабины космического корабля в межзвездную среду. Ведь сбываются мечты Циолковского, сбывается самая главная его мечта - штурм космоса, верил он, поведут большевики, и только они во имя мира и прекрасного будущего человечества смогут исследовать и освоить новую сферу жизни - Вселенную.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Будущим геологам

По следам выступления «Смены»