Шаги в преисподней

опубликовано в номере №890, июнь 1964
  • В закладки
  • Вставить в блог

(Исповедь американского шпиона)

Он перешел границу в военной форме. Левый рукав его мундира был украшен шестью длинными ромбами, правый — четырьмя короткими. Значит, он прослужил в американской армии 18 лет, из них два года провел на фронте. На левом же рукаве имелась нашивка старшего сержанта, а чуть повыше — значок 7-й армии. Зловещая армия. Армия специального назначения. «Семь шагов в преисподнюю» — называют ее американцы. Из преисподней нет выхода. Этот человек нашел. Он показывает еще один значок на своем мундире — батальонный значок с девизом «Думай, иди, действуй». «Я много думал, прежде чем совершить этот шаг», — говорит он.

Но до этого он много исшагал по земле, выполняя особые задания.

«Я был в Панаме, Южной Корее, Лаосе, Южном Вьетнаме, Кении, Уганде, Италии, ФРГ, Конго, Ливии, да мало ли где еще1..»

Старший сержант Уиллард Валентини перешел границ в военной форме, но большинство этих стран он посетил в штатской одежде, под чужим именем.

Сейчас, впервые за долгие годы, находясь на чужой земле, он ничего не скрывает. Он перешел государственную границу ГДР, чтобы попросить политическое убежище.

Он вышел из преисподней. А шагнул в нее пятнадцать лет назад.

Как это произошло?

Уиллард Валентини был седьмым ребенком в семье итальянского эмигранта. Он рано осиротел и с четырнадцати лет сам зарабатывал на жизнь: на бензозаправочной станции, в торговом флоте. Вернувшись в 1946 году в родной город Лорен, Билл не смог найти работы, не было и денег, чтобы учиться. Он поступает добровольцем в армию, попадает в ФРГ. Здесь он служит в засекреченных отделениях в замке Шваненберг и в «Райн дженерал депо» близ Кайзерслаутерна, на радиостанции в Версале и на аэродроме Ханау. Через два года он возвращается в США и заканчивает парашютную школу. Но он все еще рядовой. И тогда он подает прошение послать его учиться для получения чина. Этот как будто естественный шаг и привел его в «преисподнюю».

Змеиное мясо

Мы знали, что когда-нибудь наступят заключительные экзамены. И мы знали, что они будут намного труднее, чем все, что мы пережили за время обучения в Форт-Беннинге. Но отступления не было.

В час ночи меня разбудили: приготовиться к ночному прыжку. На площадке уже дожидались главный инструктор Труэкс и три человека, которые должны были войти в мою группу. Мы прошли на командный пункт и получили задание.

Нам приказали спрыгнуть в северной части Эверглейда, заболоченной, покрытой девственными лесами части Флориды. Оттуда мы должны были «кратчайшим путем» (800 километров) добраться до реки Чаттахучи, примерно в 45 километрах к югу от города Колумбуса (штат Джорджия), где был выстроен макет плотины. Мы должны с помощью хлороформа вывести из строя солдат, охраняющих плотину, и разрушить ее. Солдаты знают о нашем намерении и должны обнаружить нас. Тогда мы считаемся убитыми. Так же как и в том случае, если нас кто-нибудь увидит в пути.

Все наше снаряжение состояло из ножа, сигарет, зажигалки, взрывчатого вещества «компаунд икс» и НЗ. Денег у нас не было. Нас никто не должен был видеть, мы не должны были пользоваться общественным транспортом, никого не просить о помощи, никуда не заходить, идти напрямик.

НЗ хватило на один день. Это были три кубика сухих концентратов — индейка, цыпленок и бифштекс — все на один вкус. Мы разводили их в воде, и получалась жидкая противная каша, которую едва можно было есть.

В дальнейшем в наше меню входили ягоды, дикие яблоки и грибы. Мы делали кашу из листьев и варили кору, искали яйца и глотали их, как устриц, ловили змей и жарили их на костре.

На третью ночь Гарвей не выдержал. Его желудок не переносил змеиного мяса. «Пропади все пропадом!» — сказал он.

Этой ночью мы сделали привал вблизи одной небольшой фермы, и Гарвей исчез, чтобы украсть курицу. Через полчаса мы услышали шум, потом выстрел, и через некоторое время приполз Гарвей. Фермер выстрелил в него зарядом соли. Мы не могли ему помочь, медикаментов не было. Гарвей мучился, пока соль не вышла с кровью. Это продолжалось больше недели.

В ту ночь я подумал: «Зачем ты все это делаешь? Ты учил джиу-джитсу, и ты можешь без шума убивать самыми разными способами. Ты можешь душить, выкалывать глаза, выворачивать руки, взрывать, поджигать, жрать змей, прыгать по деревьям. Ты можешь на канате перебираться через реки и ущелья, но ты не можешь помочь этому бедному парню, ты не можешь дать ему поесть чего-нибудь приличного. Зачем ты подал прошение на это трижды проклятое обучение? Теперь ты можешь только выполнять приказы, и нет тебе возврата назад.

Зачем ты сделал этот шаг? За 55 долларов в месяц? Ты бы заплатил 100 долларов за то, чтобы этого не случилось. Ты хотел принадлежать к элите, а сам сидишь в грязи. А когда ты вернешься в свое соединение, ты можешь в любую минуту получить приказ спрыгнуть где-нибудь над Африкой, Латинской Америкой или Россией в штатском платье. Тебя могут повесить на ближайшем дереве, и в Пентагоне всем будет плевать на это. Может быть, даже не скажут родственникам».

За эти пять дней мы сыпали проклятиями, как никогда в жизни. Мы часто были близки к тому, чтобы отказаться от всего. Но тогда мы думали о «слабаке». Да, мы видели их, этих «слабаков», не выдержавших экзамен. Они должны в течение трех дней с 8 до 12 часов прыгать по плацу, как кенгуру, заложив руки за голову. 50 минут прыгать, 10 минут отдыхать, 50 минут прыгать, 10 минут отдыхать. А они уже совершенно измучены и до этого.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой теме

Гиперболоиды и гиперболы

Оптические квантовые генераторы (ОКГ), или, как их еще называют, лазеры, получили путевку в жизнь.