Современный кинематограф

П И Лопатин| опубликовано в номере №11, июнь 1924
  • В закладки
  • Вставить в блог

К кинематографу вполне приложили! поговорка: «из молодых да ранний». Действительно: всего каких - нибудь 30 лет назад он был изобретен знаменитым Эдиссоном и за это короткое время достиг поразительного совершенства и вошел в современную жизнь, как неотъемлемой ее часть. И в самом деле, по всему свету разбросаны кино - театры и всюду к ним тянутся толпы зрителей. Буржуазная публика идет в кино, чтобы удовлетворить свои подчас дурные» испорченные вкусы. И кино охотно идет на встречу буржуазному зрителю: ставит всякую дребедень, пошленькие комедии, мещанские драмы - словом, то, что может взбудоражить нервы пресыщенных людей. Мы видим, таким образом, что в руках буржуазных классов кинематограф опошлился, - но ведь он может быть в руках пролетариата могучим двигателем и пропагандистом науки и культуры.

Постараемся же уяснить себе, что представляет собой кино, могущий равно быть как орудием добра, так и орудием зла.

Кино это просто на просто обман нашего глаза. Потому что, строго говоря, мы вовсе не видим непрерывной картины на экране, а там нам показывают лишь отдельные снимки, отдельные фотографии, с той лишь разницей, что они так быстро меняют одну за другой, что наш глаз не может выделить отдельных картин и, обманываясь, получает впечатление непрерывного движения!

Возьмите кусок тлеющего дерева, прикрепите к веревке и начните быстро вращать его в темноте. При известной скорости вращения вы увидите одну сплошную светлую линию.

Установлено, что наш глаз может получать отдельные зрительные впечатления только в том случае, когда они следуют один за другим не скорее 8 в секунду. В противном же случае глаз получает впечатление одного непрерывного движения. Приведенный пример дает вполне ясное представление о сущности «непрерывного движения» кинематографа. Это движения основано на недостатке нашего глаза, которым и пользуется кино.

Первый аппарат, мало-мальски похожий на современный кинематограф, появился в Америке и произвел его на свет великий американец Эдиссон в 1893 году. Это был простой ящик с небольшим отверстием, позади которого наматывалась лента со снимками, изображающими различные моменты движения предметов. Лента эта, пропущенная через целый ряд роликов, подходила, наконец, к отверстию ящика, и чело - век, смотрящий в это отверстие, при известной скорости движения ленты, получал полное впечатление непрерывного движения.

Таков был первый кино. По вот прошло всего 30 лет и кино сделало громадные успехи: достаточно сказать, что капитал современных кинопредприятий достиг 6 - и миллиардов золотых рублей. На всем земном шаре в прошлом году насчитывалось до 40 тысяч кинематографических театров, из которых на долю только Соединенных штатов приходилось около 16 - ти тысяч, посещаемых ежедневно 5 - ю миллионами зрителей.

Так быстро возмужало и окрепло молодое кино.

Но попробуем внимательно проследить, как получается кино - картина.

Прежде всего, надо раз навсегда помнить, что кино - не больше ее меньше, как совокупность многих моментальных снимков. Эти снимки сделаны на длинной гибкой и прозрачной целлулоидной ленте, покрытой светочувствительным составом. Целлулоид - это особый состав, близкий к «бездымному пороху», которым стреляют современные пушки. Состав этот очень огнеопасен и с кинематографической лентой (фильмом) нужно обходиться с большой осторожностью. Лента эта, помещенная в съемочном аппарате, все время движется, но таким образом, что на самое короткое время она останавливается за объективом (отверстие фотографического аппарата, снабженное особыми стеклами, через которые снимают). В это - то мгновение происходит снимок, потом лента опять проскакивает дальше, получается второй снимок и т. д. В момент передвижения ленты отверстие объектива закрывается особой заслонкой. Таким образом, на ленте получаются расположенные один под другим, моментальные снимки с предметов. Все это делается очень быстро, так что в одну секунду в наших обычных кино - картинах получается от 15 до 20 отдельных фотографий.

(Как увидим дальше, для специальных целей в научных картинах эта быстрота; доходит до головокружительной цифры - сто тысяч отдельных снимков в секунду. Но тогда лента движется непрерывно, а освещают ее электрическими искрами. Снимок получается в момент проскакивания искры).

Сами снимки очень малы - в половину спичечной коробки, - но так как их необходимо быстро сменять, то лента, идущая в обычный кино - сеанс, имеет длину до 3 500 метров, а иногда и до 7500 метров, т.е., примерно, до 7 - ми верст.

Что же касается до всего мирового производства кинолент, то о нем можно судить хотя бы по таким цифрам: из одной только Германии за один только 1922 год было вывезено 26.000 верст заснятых картин, общим весом в 175.000 килограмм (11.000 пудов). Еще более грандиозно производство сырой пленки для снимков. На тот же 1022 год Германия вывезла ее 61/2 миллионов кг т.е., примерно.,400.000 пуд.

Снятая кинематографическая лента из съемочного аппарата попадает на особые заводы, где она в громадных ваннах проявляется и промывается, затем сушится на особых барабанах и, наконец, с нее печатаются копии. Эти - то копии и рассылаются по всем уголкам земного шара и показываются на экранах кино - театров.

Посмотрим теперь, как показываются картины.

«Проекционный» аппарат, т.е. тот, который дает изображение на экране, представляет из себя точное подобие съемочного аппарата. Готовая кино - лента непрерывно двигается в нем, на мгновение останавливается против отверстия аппарата, а сильный электрический свет, помещенный за лентой, бросает на экран увеличенное изображение этой кинематографической ленты.

Быстрота смены, получаемых на экране изображений, такая же, как и при съемке (от 15 до 20 верст в секунду), и эта быстрота обманывает наш глаз и дает впечатление того непрерывного движения, которое нас так поражает в кинематографе.

Для кино нет ничего невозможного.

И когда вы смотрите на картину, то действительно видите громадные толпы народа, снующих по улицам великого древнего города. Всматриваясь хорошенько, вы, к своему удивлению, убеждаетесь, что все это вовсе не театральные, размалеванные декорации, а самые настоящие дома, дворцы, храмы, башни и степы.

Но как же так. Ведь Вавилон давно исчез с лица - земли. Ведь от него остались одни жалкие развалины? Ведь не мог же, в самом деле, кино воскресить Вавилон.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Молодняк московских заводов о «Смене»

Итоги I широкого редакционного совещания при «Смене»

Город Ленина

На X Ленинградском губсъезде комсомола