«У Чюрлениса есть замечательная картина: человек идет к другу и несет в руках солнце. Видите, как трудно передать другому человеку счастье? А вот несчастье легко: пришел на танцы кто-нибудь в плохом настроении, зеленый, как огурец, и через пятнадцать минут все вокруг позеленели...»
«Арабы считали, что любящий должен знать семь искусств: музыку, живопись, архитектуру, танец, пение, скульптуру и искусство тела. Но это совсем немного. В Древней Индии существовали жрицы любви, которые обязаны были изучить шестьдесят семь искусств, в том числе сценическое движение и плетение венков. А один индийский мудрец написал 234 трактата о любви! О чем они? Например, о том. чем при знакомстве юноша может обидеть девушку, а девушка юношу,.. Вот так люди готовились к любви. А теперь многим из нас кажется, что вполне достаточно сказать: «Ты мне нравишься»...»
«Никогда нельзя кричать на человека, хотя бы потому, что это бесполезно, В подростковом возрасте человек просто не воспринимает крик. С восемнадцати лет девушка его уже слышит. А юноша или мужчина не слышат крик до конца своих дней. С ними нужно говорить только спокойно...»
«При рождении каждый из нас получает две самых важных в жизни вещи: любовь родителей и культуру предшествующих поколений. Но нужно еще суметь это богатство взять. Те, кто не умеет, к тридцати годам становятся угрюмыми и завистливыми, их раздражает даже вид счастливых людей...»
«Закрытая, замкнутая семья не бывает счастливой. Двое становятся счастливыми, когда у них возникает содружество в познании мира...»
«Литовские социологи провели исследование: какие качества больше всего ценит молодежь в человеке противоположного пола? Девушки в юношах на первое место поставили чувство юмора, на второе – нежность. Юноши в девушках поставили нежность на первое место...»
«Формула настоящей любви: как хорошо, что ты есть на этой земле...»
«Безответная любовь, как и разделенная, – счастье. Она учит видеть и понимать человека, нюансы его настроений. Это школа любви. Это акварель, которая навсегда остается в музее нашей жизни...»
Как подействовала лекция ТиВи на ребят?
В общем, сильно – напряжение в зале не спадало два часа, хотя день был весенний, солнечный и жизнь за окнами школы была весьма и весьма привлекательна. Но вот чем подействовала?
Никаких конкретных указаний – то есть того, что так ценится в наш практический век, – ТиВи не давала. Логической лесенки не выстраивала. Но тем не менее...
Мне кажется, дело вот в чем. Даже самого четкого, самого точного проекта мало, чтобы построить дом. Нужны еще и строительные материалы: кирпич, дерево, стекло. Если требуется – гранит, мрамор.
Так вот, ТиВи разложила перед ребятами целые груды великолепного, высшего качества строительного материала. Как им воспользоваться – это, наверное, не только за день, и за год не сообразишь. Но одно, мне кажется, ребята поняли: такое дерево, такой гранит, такой мрамор не для времянок.
Педагогика многолика: она может быть и наукой и профессией, и заработком. Для ТиВи она призвание и искусство.
Кстати, один из ее главных педагогических принципов: «Нужно жить по законам искусства.
ТиВи сказала:
– Сегодня в Москву приехал Миша. Это удивительный мальчик.
– Надо бы повидаться, – сказал я без энтузиазма.
Дело в том, что я с детства не люблю удивительных мальчиков. Ничего хорошего в жизни они мне не сделали, а вот плохое – бывало. Хотя бы то, что их постоянно ставили мне в пример.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.