Рядовые тыла

Александр Бойко| опубликовано в номере №1391, май 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Его первая награда — валенки! Вторая — телогрейка, ватные брюки и ботинки. Давно сносил те ботинки тот мальчик. Но в музее завода неизвестно каким чудом сохранился один экземпляр отличия. Ботинки на деревянной подошве, а к ним пришпилен брезентовый верх...

Война закончилась. Мальчика обнаружили в списках и настрого запретили ему работать вместе со взрослыми, определив норму — пять часов.

Он давно вырос, самый юный рабочий завода военных лет. 20 января 1985 года исполнилось сорок два года, как Владимир Николаевич Герасимов строит самолеты. А в день, когда наши войска перешли границу и вышли на территорию Германии, его бригада сфотографировалась на память. Ему уже четырнадцать!

Все для победы!

Есть в нашем обиходе такое понятие — «черный день». Из века в век на «черный день» откладывают люди свои сбережения. Этот «черный день» наступил для всех 22 июня 1941 года.

15 декабря 1942 года к секретарю Саратовского обкома партии пришел колхозник Ферапонт Петрович Головатый и лично внес 100 тысяч рублей на строительство самолета. За ним так сделали многие.

Сохранились уникальные снимки. Степенные, бородатые заволжские деды в нагольных полушубках, шапках с опущенными наушниками стоят на фоне купленных самолетов. Эти самолеты должны защитить их старость. Только не свою старость они защищали, они защищали свою страну, потому что верили: иначе быть не может!

В те дни, голодая, люди шли не на базары купить продукты, люди не спешили скупать барахло, думая о завтрашнем дне. Для наших людей не было завтрашнего дня, если завтра не будет Родины.

Колхозники, рабочие, артисты, солдаты — все, кто почитал Родину превыше своего благополучия, отдали деньги во имя завтрашнего дня, в котором живем мы.

Деньги на самолеты собирали ремесленники и испытатели, летчики и военпреды, школьники и ученые. Конструктор А.С.Яковлев приобрел на свои средства истребитель собственной конструкции и вручил его дважды Герою Советского Союза А. Покрышкину.

Уже через месяц, 13 января 1943 года, на лицевой счет завода на строительство боевых самолетов поступило 133 миллиона 500 тысяч рублей.

В 1943 году фашистские самолеты прорвались к заводу.

Семьдесят процентов производственных мощностей было уничтожено. Смерть пришла на завод не только в безжалостных строках фронтовых похоронок, погибли рабочие, погибли два семнадцатилетних, пришедших из ремесленных училищ: сварщик Костя Закурдаев и токарь Сережа Мичурин...

Через четыре часа после бомбежки завод начали восстанавливать. Запустили станки и работали под открытым небом. Это был самый трудный период в жизни завода.

Восстановление завода — порыв невероятных сил. Фронт ждал самолеты. И они взлетели на пятый день после бомбежки. На 17 дней раньше срока, поставленного Государственным Комитетом Обороны, и на 7 дней раньше собственного обязательства завод вышел на прежний уровень и превысил его, начав выпускать лучший истребитель Великой Отечественной войны — Як-3.

Из письма на завод: «На Як-3, изготовленном на вашем заводе, можно сражаться одному против четверых, вчетвером против шестнадцати».

А война продолжалась. Уже в 1944 году завод начал шлифовать гильзы для тракторов. Незначительный факт, но об этом стоит вспомнить. Саратовский завод комбайнов строился, чтобы выпускать мирные машины. И они бы пахали землю, убирали хлеб. Не по своей воле здесь начали строить истребители.

Война окончена. Собрались комсорги цехов. Я видел фотографии тех, кто строил самолеты, и тех, кто летал на них. Молодые, красивые люди великой эпохи 40-х годов, которые еще раз доказали всему миру мудрость великой истины «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет».

Тогда, в 1945 году, еще никто не знал: ровно через десять лет, в такой же ясный июльский день, в саратовское небо на самолете УТ-11, построенном их руками, поднимется такой же ремесленник, как и они. Он вернется на землю и доложит: «Курсант Юрий Гагарин тренировочный полет закончил».

С того полета многое началось!

Разговор с отцом

«Война осталась в каждом из нас... — Валя Болдырева задумывается. — Знаете, когда в мою жизнь вошел самолет? В 1944 году, задолго до моего рождения. Фашисты расстреляли маминых родных, а ее в возрасте 13 лет, чудом оставшуюся в живых, вывезли на самолете из партизанского края.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 1-м номере читайте о всенародно любимом и главном  шеф-поваре страны Константине Ивлеве, о жизни знаменитых  сказочников братьев Гримм, о том, как свежая земляника к рождественскому столу стала началом истории создания Елисеевского гастронома, о том, как традиционно встречают Год Красной Огненной лошади, окончание исторического детектива Натальи Рыжковой «Расследования поручика Прошина» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Победители

Военная повесть «Смены». Война. Победа. Комсомол. Глава первая

Товарищ райком

Военная повесть «Смены». Война. Победа. Комсомол. Глава вторая

Дети войны

Военная повесть «Смены». Война. Победа. Комсомол. Глава пятая