Рядовые тыла

Александр Бойко| опубликовано в номере №1391, май 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Его первая награда — валенки! Вторая — телогрейка, ватные брюки и ботинки. Давно сносил те ботинки тот мальчик. Но в музее завода неизвестно каким чудом сохранился один экземпляр отличия. Ботинки на деревянной подошве, а к ним пришпилен брезентовый верх...

Война закончилась. Мальчика обнаружили в списках и настрого запретили ему работать вместе со взрослыми, определив норму — пять часов.

Он давно вырос, самый юный рабочий завода военных лет. 20 января 1985 года исполнилось сорок два года, как Владимир Николаевич Герасимов строит самолеты. А в день, когда наши войска перешли границу и вышли на территорию Германии, его бригада сфотографировалась на память. Ему уже четырнадцать!

Все для победы!

Есть в нашем обиходе такое понятие — «черный день». Из века в век на «черный день» откладывают люди свои сбережения. Этот «черный день» наступил для всех 22 июня 1941 года.

15 декабря 1942 года к секретарю Саратовского обкома партии пришел колхозник Ферапонт Петрович Головатый и лично внес 100 тысяч рублей на строительство самолета. За ним так сделали многие.

Сохранились уникальные снимки. Степенные, бородатые заволжские деды в нагольных полушубках, шапках с опущенными наушниками стоят на фоне купленных самолетов. Эти самолеты должны защитить их старость. Только не свою старость они защищали, они защищали свою страну, потому что верили: иначе быть не может!

В те дни, голодая, люди шли не на базары купить продукты, люди не спешили скупать барахло, думая о завтрашнем дне. Для наших людей не было завтрашнего дня, если завтра не будет Родины.

Колхозники, рабочие, артисты, солдаты — все, кто почитал Родину превыше своего благополучия, отдали деньги во имя завтрашнего дня, в котором живем мы.

Деньги на самолеты собирали ремесленники и испытатели, летчики и военпреды, школьники и ученые. Конструктор А.С.Яковлев приобрел на свои средства истребитель собственной конструкции и вручил его дважды Герою Советского Союза А. Покрышкину.

Уже через месяц, 13 января 1943 года, на лицевой счет завода на строительство боевых самолетов поступило 133 миллиона 500 тысяч рублей.

В 1943 году фашистские самолеты прорвались к заводу.

Семьдесят процентов производственных мощностей было уничтожено. Смерть пришла на завод не только в безжалостных строках фронтовых похоронок, погибли рабочие, погибли два семнадцатилетних, пришедших из ремесленных училищ: сварщик Костя Закурдаев и токарь Сережа Мичурин...

Через четыре часа после бомбежки завод начали восстанавливать. Запустили станки и работали под открытым небом. Это был самый трудный период в жизни завода.

Восстановление завода — порыв невероятных сил. Фронт ждал самолеты. И они взлетели на пятый день после бомбежки. На 17 дней раньше срока, поставленного Государственным Комитетом Обороны, и на 7 дней раньше собственного обязательства завод вышел на прежний уровень и превысил его, начав выпускать лучший истребитель Великой Отечественной войны — Як-3.

Из письма на завод: «На Як-3, изготовленном на вашем заводе, можно сражаться одному против четверых, вчетвером против шестнадцати».

А война продолжалась. Уже в 1944 году завод начал шлифовать гильзы для тракторов. Незначительный факт, но об этом стоит вспомнить. Саратовский завод комбайнов строился, чтобы выпускать мирные машины. И они бы пахали землю, убирали хлеб. Не по своей воле здесь начали строить истребители.

Война окончена. Собрались комсорги цехов. Я видел фотографии тех, кто строил самолеты, и тех, кто летал на них. Молодые, красивые люди великой эпохи 40-х годов, которые еще раз доказали всему миру мудрость великой истины «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет».

Тогда, в 1945 году, еще никто не знал: ровно через десять лет, в такой же ясный июльский день, в саратовское небо на самолете УТ-11, построенном их руками, поднимется такой же ремесленник, как и они. Он вернется на землю и доложит: «Курсант Юрий Гагарин тренировочный полет закончил».

С того полета многое началось!

Разговор с отцом

«Война осталась в каждом из нас... — Валя Болдырева задумывается. — Знаете, когда в мою жизнь вошел самолет? В 1944 году, задолго до моего рождения. Фашисты расстреляли маминых родных, а ее в возрасте 13 лет, чудом оставшуюся в живых, вывезли на самолете из партизанского края.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Солдатская верность

Военная повесть «Смены». Война. Победа. Комсомол. Глава седьмая

Василий Быков: «Совесть велела»

Корреспондент «Смены» Лев Сидоровский беседует с писателем о войне

Незабываемое

Военная повесть «Смены». Война. Победа. Комсомол. Глава шестая