Хочу понять

Галина Калинина| опубликовано в номере №1426, октябрь 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

К ХХ съезду ВЛКСМ. Анализ назревших проблем

— Давно уже меня и моих товарищей мучает вопрос: «Почему комсомольская организация стала такой доступной?» Мы справедливо беспокоимся об упадке престижа звания «комсомолец», так не эта ли доступность принизила роль, которую комсомол играет в жизни молодежи? Не это ли и породило все те многочисленные проблемы, которые сегодня стоят перед комсомолом?

Сейчас в комсомольских организациях страны проходит широкое обсуждение проекта нового Устава ВЛКСМ, который должен быть принят XX съездом ВЛКСМ. Уже и конкретные предложения можно прочитать в молодежных газетах. Например, предлагают «ограничить возраст пребывания в рядах комсомола до 25 лет» или наделить комитеты комсомола правом «ходатайствовать перед руководством предприятия о принятии административных мер наказания к нерадивым комсомольцам» (лишение премий, снятие с очереди на квартиру, перенос отпуска и т.д.). Есть, по-моему, и совсем уж неприемлемые предложения: «пассивного комсомольца следует переводить на нижеоплачиваемую должность».

В общем, стремление поднять роль комсомола и активность каждого из его членов налицо. Но не забываем ли мы при этом, что в действующем Уставе ВЛКСМ в главе I пункт 4 есть такие строки: «В комсомол принимается передовая, преданная Советской Родине молодежь в возрасте от 14 до 28 лет. Прием в члены ВЛКСМ производится в индивидуальном порядке»?

У нас же, мне кажется, сложилась практика поточного приема в комсомол. Не принимаются лишь какие-то единицы. Но вот если ты не вступил сам — это непорядок. Вам не кажется знакомой такая «картина»: на заседание комитета комсомола приглашается пока еще не комсомолец, и звучит вопрос: «Почему не вступаешь в комсомол?» После некоторого — вполне понятного — замешательства парня или девушку, приглашенных на заседание, начинают настоятельно уговаривать вступить в ряды ВЛКСМ. А они, между прочим, отвечают на эти уговоры так, как думают: «Да что мне делать в вашем комсомоле, только членские взносы платить?»

Вот так. Члены комитета несколько растеряны от такой откровенности, кто-то начинает робко перечислять достоинства жизни в рядах комсомола, но... при этом далеко не всегда сами комитетчики чувствуют себя на высоте.

Меня же в первую очередь сбивает с толку тот факт, что у нас вся молодежь — передовая! Ведь не бывает же так. И в этом легко убедиться, взяв в руки и прочитав любую из газет, где чуть ли не в каждом номере можно найти статью о тех негативных проявлениях, которые сегодня проникли в молодежную среду. Не получается ли тут некая уравниловка, когда мы говорим, что в комсомоле обязан быть каждый парень или девушка? Но ведь не любой же?! Не превращаем ли мы тем самым членство в комсомоле в обязаловку?

Коммунистов у нас в стране 11 миллионов. Стать коммунистом очень и очень сложно — нужно обладать рядом достоинств (зато и спрос с них какой!) Потому коммунист — это звучит гордо и почетно.

А комсомолец? Тут всяк подойдет. А мы потом недоумеваем: как же так — ты, комсомолец, и украл, нахулиганил, прогулял? Сами только и ждем того, чтобы в уставном порядке утвердить традицию, по которой принимаем в ряды ВЛКСМ всех подряд. Иначе как можно совместить «передового» и «нерадивого», «активного» и «пассивного»?

Я согласна с тем, что нельзя просто взять и отгородиться стеной от «плохих». Дескать, ты «плохой», и потому мы не хотим быть с тобой в одной организации. Нет, воспитательную работу проводить необходимо, но пусть при этом комсомол будет некой ступенькой, куда можно будет стремиться подняться.

И еще у меня есть некоторые соображения относительно комсомольского возраста. У нас большинство юношей и девушек учатся, то есть лет до 18-22, а то и больше находятся на содержании государства. А отдавать-то когда? Ведь самый весомый и существенный трудовой вклад в развитие страны можно внести именно в Молодые года. Да и осознание своей причастности к делам Родины в полной мере проявляется тогда, когда закончил учебу и вступил в настоящий трудовой коллектив. 25 лет — это как раз тот самый возраст, когда только становишься полноценным специалистом, когда можешь уже вести других за собой. Так зачем же ограничивать возраст пребывания в комсомоле 25 годами? Этак мы сами берем и отсекаем лучшую часть молодежи от активной, плодотворной работы в рядах Коммунистического Союза молодежи.

А вот что касается 14 лет, когда юноша или девушка могут быть приняты в комсомол, тут, я думаю, было бы правильнее несколько поднять возраст приема. Мне кажется, принимать в комсомол надо не в школе (где главным критерием оценки человека являются его отметки в классном журнале), а постарше — хотя бы с 16-17 лет. Чтобы успели дорасти, осознать всю важность и ответственность взятых на себя обязанностей и прав. Во взносах, думаю, проигрыша не будет, а вот личная ответственность возрастет.

И не посмеет тогда никто посмеиваться при виде комсомольского значка на груди. И спрашивать с комсомольцев можно будет по самому большому счету.

Я не права?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Волшебный звук

Портрет солиста ленинградского Академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова, лауреата Государственной премии СССР, народного артиста РСФСР Юрия Марусина

Антиквары

Повесть

«Россия. Этот звук — свирель»

Страницы отечественной словесности