Рассказы о Маяковском

А Каранов| опубликовано в номере №747, июль 1958
  • В закладки
  • Вставить в блог

Это было в 1923 году. Я учился в школе со странным названием «Опытная школа эстетического воспитания». Называлась она так потому, что наряду с общеобразовательными предметами мы изучали музыку, драматическое искусство, живопись. Но остальными предметами, вроде грамматики и арифметики, мы занимались мало и неохотно. Да и пойдут ли на ум дроби и формулы, когда вся школа живет подготовкой спектакля «Мистерия - буфф» Маяковского...

В маленьком двухэтажном особняке, где помещалась наша школа, была сравнительно большая, метров в 35. комната, служившая нам театральным залом. В нем и состоялась премьера нашего спектакля.

В тот день я первый раз увидел Маяковского. Огромный, с коротко остриженной головой, в просторном темно - сером костюме, он вошел в наш «театральный зал» - и зал сразу превратился в небольшую комнату. Маяковский сел в импровизированную ложу, и спектакль начался.

Играли мы с увлечением, весело и, как мне тогда казалось, прекрасно. Маяковский смотрел спектакль с любопытством и интересом: его, видимо, занимало то, как мальчики и девочки играли сложнейшую пьесу, за которую с трудом и опасениями брались настоящие, профессиональные актеры.

Я много раз потом видел и слышал Маяковского, но мне он запомнился на всю жизнь именно таким, каким он был в памятный вечер зимы 1923 года.

Шли годы... Мне много приходилось разъезжать по Советскому Союзу с чтением стихов Маяковского. Я читал их в Кутаиси, городе, где поэт провел свое детство, в Ярославле, в Крыму, Ростове, Краснодаре и других городах, в которых бывал Владимир Владимирович.

И каждый раз после выступления я получал записки с просьбой рассказать, каким был Маяковский, рассказать о том, кто своими стихами, полными любви к жизни, вел их в «коммунистическое далеко».

Мне не хотелось говорить о великом поэте советской эпохи, пересказывая общеизвестные факты его биографии. Хотелось рассказать так, чтобы слушатели почувствовали его большую душу и полюбили бы не только Маяковского - поэта, но и Маяковского - человека.

И я попытался это сделать в рассказах.

Счен

Маяковский в Ялте. Он сидит в просторном номере гостиницы «Россия» и пишет письмо.

«Дорогая моя, милая и родная мамочка!

Видите, какой у вас хороший сын, всем вообще не пишет, некоторым пишет, но на маленьких листочках, а вам на большом и во весь разворот.

Меня очень беспокоит, что вы летом без дачи и без отдыха. В Одессе я заходил к Мише Киселеву. Он просит вам передать, что рад был бы видеть вас, Олю и Люду в Одессе. Как вы смотрите на это дело? Не поехать пи вам недели на две?

Я живу обыкновенно. Немного работаю, читаю лекции, пишу, а в промежутках стараюсь здороветь, загорать и полнеть на радость моей милой и любимой мамочке. Надеюсь недели через две, через три быть в Москве, а то без меня дела, должно быть, никуда не двигаются.

Дорогая мамочка, черкните мне: Ялта, гостиница «Россия».

Целую очень Людочку и Олечку и поздравляю Олечку со всеми праздниками, которые приходятся на имянинный и рожденный Июль месяц.

Целую вас крепко, дорогая мамочка. Любящий вас Володя».

Он запечатывает письмо в конверт и подходит к окну. День жаркий, душный. Покрытая пылью магнолия испускает нежный, чуть сладкий запах.

Под окном раздается гудок автомобиля. Маяковский высовывается из окна и машет рукой, потом кладет письмо в карман и выходит из номера гостиницы.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены