«Любая идея, чарующая нас, совершенно бесполезна до тех пор, пока мы не решим ею воспользоваться» (Ричард Бах)
Фамилия «Гудфеллоу» забавна разве что для тех, кто хорошо знает английский, потому что в переводе означает «хороший парень». Кроме «говорящего» перевода, никто из нас не обратил бы внимания на эту фамилию – конечно, это не Билл Гейтс и не Стив Джобс.
Историю Джеффа Гудфеллоу сделала достоянием публики «Нью-Йорк Таймс», потому что за свою идею, оцененную в 612,5 миллионов долларов, он не получил ни цента. 27 лет назад Гудфеллоу придумал то, чем мы теперь пользуемся ежедневно: мобильную электронную почту.
– А почему мы вообще должны ставить вопрос об оплате за идею? Это то же самое, что задаться вопросом: сколько стоят сны? Например, тебе приснился прекрасный сон, ты полюбил его, испытал состояние счастья – так почему хочешь за это денег и кто их должен платить? Ты-то уже получил награду. Ты ведь не придумывал идею в рамках строго оговоренного контракта.
Почему, например, художник не получает вознаграждение за то, что просто восхитился видом природы, а только в том случае, если зарисовал его, сделал продуктом для других людей?
Так считает Александр Долгин, основатель рекомендательного сервиса imhonet.ru, автор концепции Web 3.0 и множества других реализованных проектов, в кабинете которого за чашкой кофе мы пытаемся выяснить, сколько сегодня стоят идеи.
Доступ к огромному количеству данных из разных дисциплин, снимающий проблему поиска информации, и фантастический прогресс науки, моментальное внедрение одних технологий и устаревание других – обесценивают они человеческую мысль или, наоборот, создают систему ее оценки?
Сами по себе идеи ничего не стоят, пока не помещены в доступную форму, – говорит Долгин. – Мало придумать табуретку на восьми ножках, нужно показать чертеж и описать ее полезные свойства. В инженерном деле это проще всего. Есть способ запатентовать чертеж, но нельзя запатентовать картину, потому что непонятно, какая часть существенна. Какое, например, пятнышко на картине Пикассо делает ее шедевром?
Математические решения, философские концепции, сюжеты защитить копирайтом невозможно. Между ценностью идеи и ее способностью конвертироваться в деньги бывает огромный разрыв.
– Изобретения и полезные модели – это то, что касается технического устройства внутри, а промышленные образцы – это то, что касается внешнего вида, – объясняет Владимир Кудрявцев, директор патентного бюро «Табэлла». – Полезная модель и изобретение – это такой объект, который предназначен для использования в промышленности. Объект должен быть новым, то есть из доступных источников про такой не должно быть известно.
…В доступном для тысяч ученых и исследователей источнике, каким являлся в то время лист рассылки сети Арпанет (прародительницы Интернета) в 1982 году появилась запись под названием «Электронная почта для тех, кто в пути». Автором ее был Джефф Гудфеллоу, который подумал, что было бы здорово передать сообщение электронной почты на только что появившиеся тогда буквенные пейджеры. «Этот сервис, – утверждал он, – позволит пользователям Арпанет посылать сообщения на пейджер без диспетчера, так что, даже если человек за рулем, пейджер сразу же оповестит его о получении почты сигналом: «Новое сообщение».
Джефф пытался реализовать новую технологию, основав у себя дома одну из первых коммерческих интернет-компаний RadioMail, и даже смог получить инвестиции но, похоже, это оказалось несколько преждевременно. Не дождавшись бума «доткомов», позволившего разбогатеть тысячам интернет-предпринимателей, Гудфеллоу уехал в Прагу, где купил бар. А через несколько лет идею беспроводной электронной почты запатентовал другой ее разработчик, Томас Кампана, основатель компании NTP, который придумал технологию беспроводного почтового шлюза.
Это вопрос – как установить приоритетное авторство? Ты написал такую фразу – а я тоже так думал, ты запатентовал, а я пытался, – говорит Александр Долгин. – Важным фактором является компонент общественного блага – выгодно ли обществу платить идеологам ренту и не пускать к использованию этих идей других? Если ты веришь в идею, доведи до той кондиции, когда остальные поверят, и проинвестируй, чтобы она вышла на поверхность. Например, Леонардо да Винчи придумал все – от вертолета до подлодки, – но что значит «придумал»? Что значит рисунок фантазийного батискафа, который как-то движется под водой, в отсутствие технологий и материалов, способных это обеспечить?
Виктор Захарченко, руководитель контент-проектов компании e-generator.ru, считает, что в современном мире себестоимость идеи стремительно падает. В качестве главной причины он указывает коммуникационный фактор. «В эпоху Возрождения два гения могли биться над одной и той же проблемой и узнать о сходстве мыслей лишь спустя месяцы. Сегодня информация распространяется мгновенно, а Интернет предлагает широчайшие возможности тем, кто хочет предать свою идею огласке», – объясняет Виктор.
В 2006 году NTP, на основании патента на мобильную электронную почту, выиграла иск у компании RIM, производителя коммуникатора Blackberry, отсудив 612,5 миллионов долларов. Почему же настоящий первооткрыватель не стал «столбить поляну»?
Вот что ответил Гудфеллоу: «Не нужно патентовать очевидное. Конкурировать надо, создавая что-то, что работает быстрее, лучше, стоит меньше, а не запирая свои идеи патентом и почивая потом на лаврах».
– По качеству патенты бывают разные, – рассказывает патентный поверенный Владимир Кудрявцев. – Есть патенты, которые в моем понимании настоящие, потому что они первоклассные. Однако, я знаю, бывали случаи ошибочной выдачи патентов. Например, некие товарищи из РФ запатентовали форму рельсов, которая стандартизирована в стране еще с царских времен, а также форму бутылки (пол-литровая бутылка из-под пива). Я, правда, не видел сами патенты, хорошо бы проверить, правда это или, скорее, анекдот.
Формальные механизмы защиты, однако, существуют только для таких идей, которые люди научились защищать. Есть объекты, которые Патентным законодательством не защищаются: научные теории, методы выполнения мыслительных операций, алгоритмы, программы. Их защиту может обеспечить только авторское право.
Перечень объектов защиты был утвержден еще в 1883 г. Парижской Конвенцией об охране промышленной собственности, участницей которой является Россия.
– Мы должны понимать защищенность в правильном ее объеме, – говорит Владимир Кудрявцев. – Патент действует до тех пор, пока он не отменен. Обычно патент выдается на 20 лет. Это некий компромисс между тем, чтобы обеспечить изобретателю получение возврата тех затрат, которые он осуществил для открытия какого-то изобретения, и необходимостью освободить дорогу для прогресса.
Мы живем в такое время, когда идеи очень быстро портятся, – считает Виктор Захарченко из e-generator.ru. – Решение об их внедрении в рабочий прототип нужно принимать мгновенно. Еще в восемнадцатом веке идеи могли лежать годами, ожидая своего «звездного часа». Каждый последующий век сокращал «время ожидания» в разы.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Спаситель пока не снимается в кино, но это вопрос времени
Удастся ли ученым вызвать дождь при помощи лазера?
Виртуальная реальность переселяет мужчин в тела женщин
Великий праздник мутировал в бизнес-проект?
К 100-летию ВЛКСМ
Пять изобретений и открытий