– Сказать, что сейчас условия для рождения больших идей стали лучше – неверно. Я чувствую обратное, – говорит Александр Долгин. – До переднего края придумывания добирается все меньше людей. Нельзя придумать дома идею из области биогенетики. Другое дело, что общество получило доступ к микротворчеству. Пример – это любительские фотобанки, которые составляют конкуренцию профессиональным. Массовая технология становится конкурентоспособной по отношению к профессиональной.
Все, что переводит людей из болельщиков в игроки: фотография, телефоны и т.п. – это отлично. Это тот случай, когда не нужно институций, – рынок организуется сам. Как только какая-то игра становится массовой и формируется клуб игроков, это сообщество структурируется по вертикали.
Если вся страна играет в футбол, обязательно выявятся те, кто играет лучше других. Если какая-то практика мобилизует большое количество участников – значит, игра усложняется, значит, в эту игру выигрывают и проигрывают, и приходится изыскивать новые конкурентные преимущества.
Насыщенная конкурентная среда приводит к росту качества. По количеству полученных патентов (данные на 2008 год) на 1 млн. населения мировым лидером является Япония (2 884 патента на 1 млн. японцев). Для сравнения, в России этот показатель равен 160, при среднемировом уровне – 148. Начав свою работу в 2002 году, компания e-generator.ru, которая изначально специализировалась на создании рекламных кампаний и слоганов, старалась изменить эту цифру – пусть не в абсолютном значении выданных патентов, но по уровню вовлеченности населения в процесс генерации идей.
Гандикап, или право первого, Александр Долгин считает главным механизмом рыночной оценки идей, особенно тех, которые нельзя запатентовать:
– Это хорошо видно на примере индустрии моды. Сегодня фотосъемка с показа, который делает Готье в Париже, через 4 часа оказывается в Китае. Через неделю аналогичная продукция ставится на поток. Высокие дома стали обновлять коллекции быстрее, чем копирует плагиатор, чтобы к тому моменту, когда там это станет на поток, коллекция была уже неактуальна. Кроме того, покупая не индокитайское, а первый пошив, человек получает добавочную стоимость в виде хорошего сюжета для качественных коммуникаций.
Другой механизм – вознаграждение, получаемое на смежных рынках.
Бывает так, что изобретатели, философы, эссеисты, ученые или медиаперсоны получают вознаграждение не за саму идею, а на смежных рынках. Внимание и благодарность превращается в их репутацию, а репутация конвертируется в деньги. Например, ученый может ничего не получить за само открытие, но ему могут предложить контракт на чтение лекций по всему миру с гонораром в сто тысяч долларов. Телевидение, как правило, ничего не платит приглашенным персонам, но они имеют дивиденды, которые получают от раскрутки на ТВ.
И все-таки главный инструмент защиты идеолога – он сам. Ни один плагиатор не будет так любить и понимать идею, как ее автор, – считает Долгин.
…Пять лет назад Джефф Гудфеллоу все-таки вернулся в Силиконовую долину, продав свой пражский бар, чтобы помочь брату в интернет-бизнесе, развивать протокол voice-over-IP. Но главное, над чем он думает, – как сделать мир лучше и гармоничнее. Для этого и вправду нужно много новых идей.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Петр Антипов, строитель автолетов
Новый уровень компьютерного устройства
Исследователи из Японии делают роботов, понимающих мысли
12 сценариев гибели Земли. Часть 2
К 100-летию ВЛКСМ
Авиапутешествие по Костромской области
Именитый архитектор считает лучшими те идеи, что меняют мир и намного переживают своих создателей
Рассказ