Портрет комендора

С Никитин-Рындин| опубликовано в номере №647, май 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Война все перетряхнула, Владимир Владимирович, - как бы оправдываясь, сказал он. - Очень трудно найти, а ведь были у нас фотографии Полегаева с учениками, целая фотовитрина о спортивной жизни школы. Да, вспомнил! - воскликнул вдруг директор. - У тети Поли надо опросить. Это ветеран нашей школы, уборщица, - пояснил он.

Через несколько минут директор привел немолодую женщину в синем рабочем халате. Выслушав просьбу художника, она сказала:

- Кажется, есть у меня фотография Павлика Полегаева... Хороший был паренек. Дома надо посмотреть.

Каштанов - заботливо усадил тетю Полю и директора школы в «Победу», и они поехали на квартиру к уборщице. Дома тетя Поля вытащила из сундука большую пачку фотографий. Они долго перебирали их втроем.

- Есть, - наконец сказала тетя Поля. Каштанов вскочил со стула.

- Вот он, Павлик, - продолжала она, показывая на одного из игроков волейбольной команды, рассыпавшейся по площадке. - Тогда ваша школа заняла первое место на районной спартакиаде. В тридцать пятом году это было. Ребят фотографировали прямо во время игры.

Каштанов ничего не видел, кроме фигуры Павла, который стоял в дальнем углу площадки с поднятыми руками, готовый принять мяч.

Тетя Поля с радостью отдала Каштанову фотографию.

Возвратившись домой, Владимир Владимирович внимательно изучал лицо Павла, рассматривая его через лупу, и хотя трудно было представить себе возмужавшими мальчишеские черты, взялся за эскизы.

Несколько дней спустя, когда портрет был уже почти готов, художнику принесли заказную бандероль. В ней оказался дружеский шарж, сделанный неумелой рукой корабельного художника - любителя на лучшего комендора корабля - старшего матроса Полегаева. Павел был изображен богатырем, разбивающим в щепки вражеский корабль пушкой, которую он держал за ствол. На заднем плане изумленный Нептун, вынырнув из глубин своего царства, потрясал трезубцем и кричал «ура». В письме сообщалось, что рисунок обнаружен в корабельной стенгазете военных лет, случайно сохранившейся в политотделе соединения. По словам моряков, знавших Полегаева, этот шарж довольно верно отображал силу и бесстрашие комендора. Портретного сходства рисунок не передавал, за исключением разве характерного очертания губ и подбородка, удачно схваченных рисовальщиком.

Каштанов изобразил Павла Полегаева в матросской форме, в бескозырке, с орденом Отечественной войны на груди. У комендора было несколько орденов и медалей, но Каштанов умышленно нарисовал только тот, который хранила мать. За спиной моряка синело море. В небе кучились грозные облака. Павел смотрел прямо перед собой, смел и спокоен был взгляд его чуть прищуренных глаз.

В тот день, когда должна была приехать Прасковья Евграфовна, Каштанов почти не работал. Несколько раз он брался за кисть, но так и не сделал ни одного мазка. Снова и снова подходил он к портрету, стоящему на мольберте, и как - то искоса поглядывал на него. Тревожное чувство не покидало художника. Он часто посылал Олю сбегать посмотреть, не идет ли Прасковья Евграфовна. Волнение Владимира Владимировича передалось и девушке. Она то и дело без надобности расправляла свои рукава - фонарики, внимательно осматривала углы мастерской, проверяя, все ли в порядке.

Наконец Оля стремительно влетела в мастерскую и прерывистым шепотом сообщила:

- Идет!

Каштанов поспешил к выходу, но Прасковья Евграфовна уже открывала дверь.

- Здравствуйте, Владимир Владимирович!

Художник что - то невнятно пробормотал и, торопливо взяв ее за руку, подвел к портрету:

- Вот, Павел... как мог, написал...

Прасковья Евграфовна взглянула на портрет и замерла, веря и не веря своим глазам. Каштанов, чуть наклонившись вперед, выжидающе смотрел на нее. Она стояла, не шевелясь, затаив дыхание. Потом протянула дрожащие руки к портрету:

- Сыночек, родной!...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Нехожеными тропами

Из дневника туриста