Портрет комендора

С Никитин-Рындин| опубликовано в номере №647, май 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

Каштанов торопился закончить картину и не склонен был х длинному разговору. Он кивнул старушке и взял кисть.

- Не может он придти, - едва слышно произнесла старушка. - Нет его на свете, мил человек. Матросом он был. В бою погиб.

Сжав чуть подрагивающие тубы, Прасковья Евграфовна достала из кармана платья сверток, развернула его и протянула художнику конверт и орден Отечественной войны.

Каштанов нерешительно взял конверт, вынул из него письмо.

«Дорогая Прасковья Евграфовна», - прочел он и поднял глаза на старушку. Та стояла настороженная, подавшись вперед. Глаза ее были полны слез.

- Садитесь, пожалуйста, - спохватился Каштанов, смахнул с широкого дивана эскизы и усадил Прасковью Евграфовну. Присел рядом и начал читать.

В письме сообщалось о том, что комендор сторожевого корабля «Молния» Павел Полегаев совершил геройский подвиг. Корабль вел неравный бой с противником. Многие матросы были ранены. Полегаев, несмотря на ранения, не покинул боевого поста и продолжал вести огонь. Он сбил самолет противника. До последнего удара сердца Павел был верен воинскому долгу.

Далее говорилось, что комендор Полетаев внесен навечно в списки личного состава части. Его орден командование посылает матери вместе с великой благодарностью за то, что она воспитала безгранично преданного Родине героя. Письмо было подписано адмиралом.

Дочитав письмо, художник тихо сказал:

- Не знал я, Прасковья Евграфовна, простите...

Старушка вытерла уголком головного платка слезы. С минуту помолчали.

- Ну, полно, - сказала наконец Прасковья Евграфовна. - Многих я просила нарисовать Павлушин портрет. Отказывались: ведь даже фотографии его не сохранилось. Все в войну сгорело от бомбы... Вот и надумала я к вам обратиться, как к народному художнику. На вас одного надежда. Нарисуйте Павлушу!

Каштанов нахмурился. Старушка ждала ответа, пристально глядя на художника.

- Павлу сколько лет было? - спросил Каштанов, чтобы нарушить затянувшуюся паузу.

- Двадцать семь... Жить бы да жить, - вздохнула Прасковья Евграфовна, и слезы снова навернулись у нее на глазах.

Каштанов прошелся по мастерской. «Что же делать? - напряженно думал он. - Жаль старушку, а придется отказать». Но сказать ей об этом прямо почему - то было трудно. Художник подошел к мольберту. Стараясь хоть как - нибудь отдалить неприятное объяснение, он сказал:

- Вот, Прасковья Евграфовна, моя последняя работа.

Старушка взглянула на полотно, и лицо ее прояснилось.

- Хороша картина! - сказала она. - Лес и поле совсем как у нас. Утром это?

Каштанов утвердительно кивнул головой.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены