Искусство братского народа

А Каменский| опубликовано в номере №647, май 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

Недавно в Москве состоялась выставка произведений живописи, скульптуры и графики Чехословакии. На этой выставке было показано все богатство и многообразие художественной культуры наших друзей.

Искусство народов Чехословакии имеет многовековые традиции. Особенно высокого расцвета достигло оно в XIX и начале XX века.

Во второй половине прошлого веха знаменитый живописец Миколаш Алеш написал лучшие свои полотна, прославляющие подвиги народа в национально - освободительной борьбе. Таковы его картины «Встреча Юрия из Подебрад с Матвеем Корвином» и «На могиле воина - гусита», показанные в числе других на выставке. Картина «На могиле воина - гусита» - это песня о бессмертии героя. Близ могильного камня остановился в глубокой скорби всадник. Он прощается со своим боевым другом, а вдалеке виднеется отряд восставших чешских крестьян, идущих в бой за национальную независимость и свободу.

Алеш одним из первых отразил в своем творчестве глубокие симпатии чешского народа к братскому русскому народу. Эти симпатии запечатлены в его иллюстрациях к книге «Эхо русских песен» и рисунках на темы русско - турецкой войны 1877 - 1878 годов. Современная чешская писательница Мария Пуйманова писала об этих рисунках:

«Миколаш Алеш, художник, рукой которого водил гений чешского народа, нарисовал когда - то давно, еще при империи, молодого русского богатыря, который поит своего коня. Над рекою поднимаются Град - чаны. Под рисунком художник написал: «Не будет в Чехии добра, покуда русский конь не напьется из Влтавы». Передо мною всплыла эта картина с пророческими словами, когда пришла освободить Прагу Красная Армия».

Крупным мастером исторической картины был и Ярослав Нормах. Одна из центральных тем его творчества - крестьянские (гуситские) войны XV века. В большом цикле полотен и рисунков художник воспел героев этих войн - пахарей и садоводов, простых и мужественных людей. На выставке его творчество было представлено картинами «Гуситы, обороняющие перевал» и «Раненый черногорец». Великий русский художник Репин в письме к Стасову, делясь своими впечатлениями от картины «Раненый черногорец», писал: «Какой героический художник Чермах! Сегодня... видел я его чудную картину: с вершины в горах, которая служит, вероятно, крепостью, несут раненого героя два дюжих черногорца, герой этот не вспыливший мальчик, который в увлечении забрался не туда, куда следует, - это опытный полководец, глава. Все женские фигуры кланяются ему в пояс и смотрят на него с благоговением и с большой грустью. Во всем ансамбле и подробностях так и веет поэзией. Это чисто «Тарас Бульба»

Гоголя. Какой бесподобный, какой реальный и красивый вместе художник! Что за благородство в этом бледном лице седоусого вождя!»

На выставке были широко представлены также и чешские пейзажисты. Яозеф Нанес, классик чешского пейзажа, в своих работах «Ржипский край», «Лабский пейзаж» не только показал в живописи природу Чехии, но и сумел увлекательно рассказать о ее неповторимой красоте. Традиции Манеса продолжил и развил Антонин Хиттусси, пейзажист - лирик, поэт своего края, тончайший мастер колорита.

Большим успехом у посетителей пользовалось монументальное полотно Антонина Славичека, родоначальника реалистической школы современного чешского пейзажа, «У нас в Каменичках». Высокое небо, тихие поля, стройные деревца, отражающиеся в дремлющей глади озера, - вот она, милая сердцу художника прекрасная Чехия! Бесхитростная простота рассказа соединяется в этой картине с глубиной заложенного в ней патриотического чувства.

Из старых мастеров чешского портретного искусства крупнейшим, бесспорно, является Вратислав Нехлеба. Глубоко и тщательно изучив традиции классического портрета, он в своих работах добивается силы и точности психологической характеристики. Посетителям выставки запомнился выполненный им портрет актера Тржебовского.

Основой развития чешской скульптуры были реалистические традиции. Среди показанных на выставке произведений этого жанра выделялись работы крупнейшего мастера скульптуры Иозефа Мыслбека: портрет знаменитого композитора Бедржиха Сметаны и монументальная аллегорическая статуя «Преданность» - подлинный гимн чистым, светлым силам души человеческой.

С победой народно - демократического строя в Чехословакии перед мастерами изобразительного искусства раскрылись небывало широкие возможности свободного творчества. Показать как можно полнее, глубже, правдивее жизнь народа, его революционную борьбу, его трудовые подвиги стало первостепенной задачей чехословацких художников.

Многие из них уже добились значительных успехов на пути к социалистическому реализму. Об этом свидетельствует, например, полотно Яна Чумпелика «На рассвете февральского дня». Написанная по горячим следам февральских событий 1948 года, когда народы Чехословакии решительно пресекли попытку реставрации буржуазного строя и отстояли народно - демократическую власть, картина Чумпелика повествует о стойкости и выдержке рабочего класса страны. Живописец создал образы людей мужественных, упорных в борьбе, непоколебимо верящих в правоту и конечную победу своего великого дела.

На многих полотнах запечатлена трудовая жизнь простых людей Чехословакии. Картина «В литейном цехе» Иозефа Дрга показывает заводские будни, пафос трудового творчества. Картина Марии Медведкой «Выполнение госпоставок в Верхней Ораве» отражает новую жизнь словацкого села.

Современный чехословацкий пейзаж на выставке был представлен работами таких мастеров, как Ян Славичек, Йозеф Фабини, Иозеф Глюкзелиг.

Успешно развивается и современная чехословацкая скульптура. Большая заслуга ее мастеров в том, что они создали множество сильных, впечатляющих портретов представителей рабочего класса и крестьянства страны. Таковы «Шахтер» Оскара Казака, «Кочегар Угра» Яна Кулика, «Свинарка» Людовита Гога, «Сварщик Хорват» Александра Тризуляка, «Бригадир» Милоша Зета и другие.

Группа скульпторов - Свата Гайерова, Людвик Кодым и другие - очень интересно решила историческую тему в горельефе «Ленин председательствует на VI Пражской конференции РСДРП в 1912 году».

Выдающийся скульптор Чехословакии Карел Покорны создал замечательную группу «Братание». В этой скульптуре запечатлен незабываемый день 9 мая 1945 года. Порывистым движением бросились в объятия друг к другу советский солдат и партизан Чехословакии. Волнующе прекрасна та сердечность, с которой встретились свободные сыны братских народов. Дружба напеки!

Теме дружбы чехословацкого и советского народов посвящен и монументальный рисунок графика Адольфа Забрански «С Советским Союзом на вечные времена».

Высокого развития достиг в Чехословакии графический портрет. К числу лучших его образцов относятся портрет Клементе Готвальда работы В. Нехлеба и известный во всем мире портрет народного героя Чехословакии Юлиуса Фучика, созданный Максом Швабински.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Нехожеными тропами

Из дневника туриста