Поезд в XXI век

Игорь Кувшинов| опубликовано в номере №1350, август 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Я уже где-нибудь под утро дежурю на станции, сил нет – спать хочется, за окном ни бело, ни черно – серость какая-то. В это время как раз почему-то и тревожиться начинаешь, нервничать. А тут он состав ведет. – Она хлопнула одного из парней по спине. – И вдруг как по связи закричит мне изо всех сил: «Люда, как жизнь?!» Словно водою меня окатит. Я вздрогну, говорю: «Ты меня что пугаешь?» А он: «Ты не бойся, ты же хозяин страны». Это нам в училище говорили все время, что теперь мы станем хозяевами страны. Так у нас там был один парень... Он как-то набедокурил, его спрашивают: «Ты какое право имел себя так вести?» А он набычился и отвечает: «Я – хозяин страны». С тех пор и пошло: если боимся – за что-нибудь нагорит на работе или еще что-то, – так друг другу советуем: не дрейфь, ты хозяин страны. В общем, посмеялись мы с ним, дальше уж мне и дежурить легче. Да, я ж не представила, – наконец спохватилась она. – Это наши выпускники.

Валерий Попов напоминал внешним видом героев Джека Лондона. Богатырского роста, атлетического сложения, в полушубке, с лохматой собачьей шапкой в руках, лицо крупное, рубленое – ну просто старатель с Клондайка.

А Евгений Копьев из того сорта воспитанных молодых людей, каких обожают все мамы на свете и которыми укоряют своих непутевых детей: «Вот посмотрел бы на Женю, что за парень – как учится, как зарабатывает, к родителям как относится». У него мягкие, приятные черты лица, негромкий голос и внимательный, но неназойливый взгляд.

Уже больше года как закончили ребята училище и работают самостоятельно. «Ну и отлично, – подумал я, – теперь на все можно будет взглянуть не только изнутри, но и со стороны еще».

– Как вы расцениваете уровень вашего образования и профессиональной подготовки?

– Ха, как расцениваем? – хохотнул Валерий. – Мы работой довольны и нами там тоже.

– Вот хвастунишка, – улыбнулась Люда.

– Хвастунишка не хвастунишка, а чего прибедняться?

– Значит, в общем, вы Удовлетворены тем, как вас здесь учили?

– Понимаете, уровень теоретической подготовки, – Валерий заговорил серьезно, – у нас очень высок. Порой молодой парень теоретически подготовлен лучше, чем работающий уже много лет. И изучал все недавно, и голова моложе. А вот практически... Здесь, правда, не от одного училища все зависит. Чисто практических занятий нам необходимо побольше. Приступил я к работе – и вроде бы все понимаю, а как что взаимосвязано – еще не чувствую, автоматизм у меня не наработан.

– И вот еще что, – мягко добавил Женя. – Мы, так сказать, проходили основы на примере тепловозов Т-3 и Т-2. Про них говорят, что после войны они вывезли всю Россию и вроде они составляют большую часть парка страны, а пошли мы работать – их нету. Надо изучать те виды тяги, что есть в республике.

Надо-то надо, но училище ведь не само комплектует свой парк. Заводы, объединения", крупные предприятия, реконструируясь, модернизируясь, свое оборудование отдают подшефным школам, училищам, техникумам. И вот на нем молодые люди овладевают рабочей профессией. Есть в этом своя справедливость – не выбрасывать же на свалку в конце концов, ведь не износившееся, годное... Не так мы еще богаты.

Но, видите, есть у этой экономии и еще одна сторона: такая прижимистость может обернуться и расточительностью, дополнительными расходами. Человек, только что три года учившийся, на производстве еще должен доучиваться, теперь уже получая зарплату. Подсчитать эти расходы – они не пустячные.

– А к введению среднего образования как вы относитесь?

– Образование лишним не бывает, – негромко сказал Женя. – Но любое дело можно превратить в проформу.

– Да, – взметнулся Валерий, – но это уж все от человека зависит. Тут есть все возможности учиться, если захочешь. Я, например, в школе не очень хотел, а здесь... Здесь захотел, – повторил он упрямо. – Нам сказали, ну, там мастера, директор, кто будет учиться, тем будем помогать. Мы-то поступили на механиков поездов, а хотели водить их, быть машинистами.

– И тут педагоги, – Женя почувствовал, что надо растолковать, – на ветер слов не бросали. Кто занимался, старался, тех на помощников машинистов выдвинули, программы-то близкие, помогли экзамены сдать, на работу устроили. По честности все было, по правде.

– А почему вы эту специальность выбрали, а не свою первоначальную?

– Наверное, потому, что она требует от человека большой самостоятельности, – сказал Валера.

– И больше самостоятельности предоставляет, – добавил Евгений.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Тайна Веллингтона

Или как и почему исчезают на Западе произведения искусства

Премьера

Рассказ