Поезд в XXI век

Игорь Кувшинов| опубликовано в номере №1350, август 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

Депо не место стоянки, а что-то вроде поликлиники и санатория для вагонов. Если необходимо, их лечат здесь, нет – делают профилактику.

Вагон только на вид совершенно прост. Колеса, салон – прицепляй к локомотиву да знай кати. На самом деле и его тормоза, и ходовая часть, и электрическое, и сантехническое, и вентиляционное оборудование представляют собой довольно сложное вагонное хозяйство, требующее в эксплуатации и профессионального понимания и ухода тоже профессионального.

Егоров, один из воспитанников Никулина, с напарником работали в сборочном цехе. Они снимали с вагона поглощающий аппарат: это устройство, которое гасит удары между вагонами при торможении, смягчает рывок, когда состав отправляется в путь.

Руководил – и кстати, работал тоже – в основном Егоров. Напарник, что называется, подсоблял.

Загнав под днище специальное приспособление, ребята отжали конструкцию, которую им нужно было демонтировать, пневматическим коловоротом отвернули гайки, но крепежную плиту, открытую в эксплуатации и ветрам, и дождю, и снегу, прихватило намертво. Как кузнец и молотобоец, деловито и точно работали зубилами и кувалдой. Один был ведущий, другой – понятливый, исполнительный, сильный ведомый. И наконец, стальная плита подалась и сдвинулась с мертвой точки. Только после этого ребята, вспотевшие, перемазанные, вылезли из-под вагона. Егоров подошел к нам, улыбнувшись, рукавом старого солдатского кителя утер пот со лба.

– Что, тяжко работается?

– Да когда как, – сказал он. – В общем, привык уже, полюбил даже. – Они понимающе переглянулись с Никулиным.

«Настропалил, – подумал я грешным делом про мастера, – как «нагрузить» журналиста, чтоб он довольный ушел». Но следующие слова Егорова заставили поверить ему.

– Полюбил? – спросил я. – Это за что же, интересно узнать?

– Да получаться у меня все стало, – сказал просто Егоров. Подумал – видно, показался ему не очень весомым ответ. А мне вот кажется, что весомее и не придумаешь. – Платят неплохо, – добавил он. – И еще, знаете, никто не гонит. Нет, тут, конечно, тоже есть план, я с утра знаю, что за день должен сделать. Но главное – чтоб я все исполнил к сроку, а уж когда чем заниматься буду – до обеда, после обеда или под конец смены – это уж дело мое. Вот у меня жена – она на конфетной фабрике работает, на конвейере, сил не тратит, кругом шоколад, а устает больше.

Мы пошли дальше.

В амортизаторном отделении востроносенький паренек с глазами, похожими на две черные изюмины, разбирал гидравлический гаситель колебаний – собственно, это сам амортизатор и есть. Он разбирал его, чистил, менял масло и сальники, зачищал номера и шел к стенду. Испытательный стенд моделирует нагрузки, которые испытывает амортизатор во время движения поезда. Самописец на стенде чертил кривую, и по характеру диаграммы можно было судить, в порядке амортизатор или еще требует регулировки.

И так в этом отделе все было любопытно и интересно, что я постоянно расспрашивал паренька:

– А это что? А вот то? А вот это?

Он, смеясь, объяснял: для него все это были вещи обыденные.

– Это компрессор, это поршни... А вот болт, – объяснял дальше мой гид, – а это вот гайка, болт вкручивается в гайку, а это вот гвоздь – он вбивается в стенку.

– Понятно, – сказал я. – Ты, наверное, Остриков? Вот если бы ты мне показал что-то такое, что мне никто не показывал, вот это было бы дело. А то – гвоздь, гайка.

– А вы уверены, что на самом деле хотите такое увидеть? Что ж, пожалуйста, одну любопытную штуку продемонстрирую.

Он решительно пошел вперед.

– Володька, – сказал он, когда мы вошли в одну из мастерских локомотивного депо. – Товарищ из центра, продемонстрируй-ка ему скоростемер.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Премьера

Рассказ