— Видимо, чтобы не обострять отношений, не травмировать психологию человека, надо не только придерживаться социальной справедливости, избегать перекосов в социально-экономической жизни, но стоит подумать и о повышении общей культуры человека.
— Обязательно. Отсюда все идет. Но, поднимая уважение к человеку вообще, мы все-таки должны выделить уважение к человеку другой национальности. А тут предполагаются усилия...
— Но это, собственно, наша обязанность. Есть же Конституция СССР.
— В нашей Конституции написано, что уважение — это долг гражданина. А все ли, что заложено в Конституции, отражается в жизни? Не думаю. Поэтому считаю, что на одном из пленумов Верховного суда необходимо рассмотреть вопрос о проблемах национальных отношений, национализма и принять соответствующие законы. Если люди позволяют себе всевозможные выходки, Оскорбляют, унижают человека другой национальности, то их надо привлечь к строгой ответственности. Если бы такие законы существовали, то, думаю, в Сумгаите не было бы столь трагических событий.
Теперь два слова о Совете Национальностей СССР, который, безусловно, должен полнее учитывать национальные, специфические запросы, проблемы. Так. Комиссии Совета должны быть построены по принципу региональности, с учетом социальных и экономических проблем. Может быть, при Верховном Совете СССР есть смысл создать комиссии по социально-экономическому развитию республик и автономных областей. Я не говорю о создании второй палаты, но вот республики, которые в своем составе имеют автономные области, округа, должны иметь специальные национальные комиссии. На местах нужно иметь свой, в миниатюре, Совет Национальностей, которому были бы хорошо известны все нужды и .проблемы народов и народностей.
И почему бы там, где есть необходимость, не организовать, не создать национальные районы. Тут, полагаю, и можно воспользоваться опытом 20-х годов, когда в нашей стране существовали национальные сельсоветы, районы.
— А нужно ли такое обособление? Зачем эта автономия?
— Не об автономии речь. У нее другой статус. Надо исходить из специфических интересов всех народов и народностей. У всех должна быть благоприятная социально-политическая среда. Об этом речь. А обособление — когда нет такой среды. Вот недавно обнаружилось, что в Джамбулской области Казахстана есть поселения, где проживают азербайджанцы и курды. Но на них местные органы власти до сих пор не обращали внимания. Люди жили изолированно от казахского и русского народов, по своим законам, придерживались старозаветных ритуалов — замуж выдавали малолетних девочек... Эти люди не вошли в контекст социально-культурной жизни Казахстана, обделены вниманием.
— Как мы уже с вами говорили, все наши проблемы, связанные с национальными отношениями, прорвались наружу благодаря процессу демократизации общества, но с расширением демократии не усилятся ли национализм, шовинистические поползновения?
— Конечно же, какие-то националистические выходки могут усилиться. Но в условиях полной демократии национализм, шовинизм, космополитизм обречены. Однако это не значит, что все разрешится по мановению волшебной палочки.
— Быть может, в условиях демократических преобразований стоит упразднить в паспорте графу национальности. Ведь мы же говорим, что в нашей страны все народы и народности имеют равные права, что национальность не играет никакой роли при поступлении в вуз, на работу? Какой смысл тогда ее указывать в паспорте? Кстати, в некоторых странах она не указывается, и, говорят, в царской России не делали подобных отметок.
— Мы как-то проводили исследования. и вот что они показали. Жители Средней Азии, прибалтийских республик считают, что национальность надо обязательно указывать, русские же, живущие в союзных республиках, наоборот, говорят о том, что национальность надо снять, на том же стоит еврейское население, а у русских, проживающих в Москве, мнения разделились — одни полагают, что национальность не надо указывать, другие же считают иначе... Видите, какой большой букет мнений.
А за этими мнениями стоят определенные интересы и даже определенные противоречия.
— Думается, Масхуд Садыкович, было бы демократичнее так: национальность указывать по желанию человека.
— Со временем, конечно же, национальность из паспорта исчезнет. Пока люди еще к этому не готовы, и ее надо оставить.
Давайте подведем итоги. Как отмечал Владимир Ильич Ленин, людей без национальных особенностей... нет. И мы должны с этим считаться — и не только на митинге, не только на производственном собрании, а постоянно — везде и всегда. Братство народов СССР — уникальное явление в развитии мировой цивилизации, и наш долг перед временем не потерять то, что накоплено опытом социализма.
Говоря о молодом поколении, не стоит умалять роль старшего. Великий Гете как-то сказал: для чего существует старшее поколение? Для того, чтобы молодежь не повторяла их ошибки.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Блиц-анкета «Смены»
К 250-летию со дня рождения Василия Баженова