— У нас сложились весьма догматические представления о религии. Их следует пересмотреть.
Всем известно, что религии — православие, ислам и другие — проповедуют определенные нормы нравственности: не убий, не укради, уважай родителей и так далее, и тому подобное. Но кто сказал, что это религиозные заповеди? Эти нормы — заповеди не от бога, как утверждает церковь! Их родила земная жизнь — жизнь народов. Смошенничала здесь церковь, присвоив себе эти нормальные человеческие нормы.
Наверное, пора бы разобраться, что в религии божественное, а что земное — народное, с мифической окраской.
Есть религия ортодоксальная, которая заложена в Коране, Библии, а есть религия бытовая, выработанная опытом жизни, мудростью человеческого ума. Архисложная проблема, ибо масса религиозных обычаев очень тесно переплетается с национальными традициями народов.
Вспомним, как после 1917 года в нашей стране было запрещено празднование Нового года. Тогда казалось, что подобные празднования могут укрепить религиозные верования населения. Потом сообразили — подход неверный. Новый год стал отмечаться (по христианскому летосчислению), и он очень скоро утратил функцию религиозной символики.
Возьмите похоронные обряды. Вот скажите, чем отличается русский церковный похоронный обряд от нецерковного?
— Церковные похороны — это поп, отпевание, религиозная атрибутика... Так, кажется.
— Правильно. А во всем остальном — полное совпадение с обычными, светскими похоронами. Основные элементы, принципы ритуалов одни.
Масленица. Старинный славянский праздник. Отмечаем? Отмечаем, но не как масленицу, а как праздник проводов зимы. То есть здесь отсекли религиозную интерпретацию, и он воспринимается как народный праздник. Видите, какая взаимосвязь?
У мусульманских народов все намного сложнее, драматичнее. Здесь вообще не изучалось и не учитывается, где религиозные ритуалы, а где народные традиции. Вернемся к тем же похоронам. Представьте себе такую картину: подходит представитель власти и указывает: умерших хоронить в гробу! Мусульмане никак не могли с этим согласиться, пойти на это, не соглашались, а их заставляли! Но ведь так повелось, что мусульмане хоронят не в гробу, а в саване. Видите, и здесь были перегибы. Иными словами: искусственно нагнеталась нездоровая обстановка, обострялись национальные отношения. Не надо учить народ, как хоронить людей! Он знает сам, как это надо делать, за плечами опыт тысячелетий. А помочь можно, нужно.
Мы не должны, не имеем права ломать, разрушать нравственно-положительные народные обычаи. В них каждая мелочь имеет глубокий смысл. А что получается в жизни? Ведь зачастую некоторые ретивые руководители устраивают чуть ли не охоту на народные обряды, традиции — запрещают, преследуют, притесняют... А священники, служители церкви тут как тут. Дескать, религия и есть та спасительная хранительница всего национального, сокровенного. Люди и тянутся к религии. Вот к чему приводят ханжество, поспешность, бесцеремонность к прошлому, традициям своих и дружеских народов. В иных изданиях клокочет мысль, что в истории существовала непреодолимая преграда, полная изолированность — китайская стена между народными и религиозными обрядами. И это, замечу, рассматривается как проявление партийной принципиальности. А между тем партийная оценка в ленинском понимании — научный подход, учет всего предшествующего опыта развития человечества, знание всей системы прямой и обратной связи национальных и религиозных обрядов.
В Туркмении есть религиозный обряд, во время которого люди катаются на качелях. Ну, раз праздник, то народ, среди которого немало и неверующих, естественно, строит качели, а партийные работники, милиция ходят и разрушают, ломают их. Как же — борьба с религией! Я им и говорю: что вы делаете? Да соорудите для народа железобетонные качели, и пусть люди на них качаются круглый год. Так нет, превратили это в проблему. Правда, недавно узнал, что вроде бы Ашхабадский горсовет все-таки принял решение о строительстве качелей.
Все, что в свое время религия прибрала из народных традиций к своим рукам, надо у нее отобрать и вернуть людям, но, повторяю, с атеистической трактовкой. Во-первых, свою жизнь обогатим, а во-вторых, лишим деятелей религиозного культа козырей.
Религия. Одно дело — ее социальная сущность, а другое — ее нравственные нормы.
Согласитесь, сколько у нас можно найти примеров, когда люди превозносят свою национальность, унижают других представителей народа, игнорируют межнациональную культуру! А где же образ такого человека? В жизни таких людей полно, а в отечественной литературе? Где отрицательный герой с той самой национальной кичливостью, национальным эгоизмом? Где?! А ведь сколько можно было бы написать комедий. И люди, смеясь, расставались бы со своей национальной спесью, предрассудками! Сила комедии, сатиры известна. Националистическая спесь — очень хороший материал для художника. Не могу понять, почему писатели не вступают в борьбу с пережитками национализма и шовинизма? Традиции русской гуманистической литературы во многом позабыты.
Два своих последних пленума Союз писателей посвятил проблемам национальных отношений. Очень много на нем сказано правильных слов. Будем надеяться, что за ними последуют и дела.
Да и с самой литературой не все в порядке. Вот мы говорим: столько-то выдаем печатной продукции, тиражи... Посмотрим с другой стороны.. Если в РСФСР на языке коренной национальности республики в 1959 году тираж книг на одного человека этой национальности — 8,3, а в 1979-м — 10,6, то в Белорусской ССР — соответственно 1,2 и 0,9, в Узбекской — 2,6 и 2,1, Азербайджанской — 2,7 и 2,0, Киргизской — 2,9 и 1,8, Таджикской ССР — 1,9 и 1,3...
Закрываем национальные школы, сокращаем выпуск литературы, ограничиваем развитие родного языка — все это в той или иной степени влияет на социальное самочувствие людей, их психологическую уравновешенность, отношение к действительности. Поверьте, люди малых наций очень болезненно реагируют на всевозможные ущемления.
— Надо полагать, с развитием промышленности, народного хозяйства миграционные процессы в нашей стране усилятся, и к межрегиональным перемещениям, которые во многом изменят национальный состав трудовых ресурсов, надо соответственно готовиться, дабы избежать напряжения в межнациональном общении.
— Да, верно. Люди должны быть во всех отношениях готовы к встрече с представителями другой национальности, чтобы, скажем, исключить всевозможные неожиданности при встрече молдаванина с якутом, которые видели друг друга лишь по телевизору.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
К 250-летию со дня рождения Василия Баженова
Рассказ