– Мы, живописцы, пользуемся теми же вольностями, какими пользуются поэты и сумасшедшие. Если в картине остается некое пространство, я украшаю его фигурами, которые кажутся мне подходящими и соответствующими замыслу, – пытался он объяснить инквизиторам. – Художник должен быть свободен в своем творчестве, ведь только тогда ему удается создать нечто нужное людям.
Но инквизиторы сидели с суровыми лицами, не проявляя никаких признаков сочувствия или понимания. Да разве когда-нибудь чиновники – хоть светские, хоть церковные – могли понять душу художника? Веронезе волновался – во власти этих людей было приказать сжечь его картину, выслать его из страны, подвергнуть страшным пыткам, бросить в тюрьму, отправить на костер – все, что угодно.
А падре Скеллино продолжал задавать свои вопросы, на которые ответить было совсем непросто.
– Как вы полагаете, кто, кроме Христа, присутствовал на Тайной вечере?
– Думаю, только апостолы.
– А для чего вы изобразили на картине этого странного шута в парике с пучком? И для чего здесь эти люди, одетые, как германцы, с алебардами в руках?
– У меня был заказ украсить картину по моему разумению, она большая, и могла вместить много фигур…
Наивный Веронезе говорил о том, что для него в искусстве всегда служили примером его великие учителя – Тициан и Микеланджело. Упоминал тот самый «Страшный суд», который в те годы был объектом самых жестоких обвинений со стороны Ватикана, а многие фанатически настроенные святоши даже требовали признать творение Микеланджело еретическим и подлежащим уничтожению.
Неудивительно, что доводы художника не произвели никакого впечатления на суровых судей. Правда, следует признать, что их приговор был по тем временам весьма мягким: Паоло Веронезе должен исправить, улучшить картину в течение трех месяцев так, чтобы она соответствовала святости темы, и сделать это за свой счет.
Художник действительно внес кое-какие изменения, но очень незначительные. Веронезе понимал, что, конечно же, они не удовлетворят его судей, однако наступить на горло собственной песне, портить свое творение в угоду священникам не мог. И тогда Паоло нашел выход – он изменил название картины. «Тайная вечеря» стала «Пиром в доме Левия». Чтобы не оставлять сомнений, живописец поместил на холсте (вверху на карнизе, венчающем пилястры) специальную надпись: FECIT D.COVI.MAGNU.LEVILUCAE CAP.V (И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение. Евангелие от Луки,5).
В Евангелии так описывается этот эпизод: «И сделал для него Левий в доме своем большое угощение, и было там множество мытарей и других, которые возлежали с ними. Книжники и фарисеи же роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками? Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, а больные».
Не так уж много тут подробностей. И Веронезе мог вполне теперь оправдать и обилие на картине фигур, и пышность пиршественного стола. На этом судилище и закончилось.
Кстати, легкость, с которой Веронезе изменил название полотна, говорит о том, что, по большому счету, сам сюжет картины его волновал гораздо меньше, чем живописное решение. Тогда для художника самым важным в работе было не строгое соответствие темы и ее воплощения, а свободный полет фантазии, свободное, не ограниченное требованиями творчество.
Середина 1570-х годов стала для Венеции трудным временем. Город терзали частые пожары, в которых сгорали полотна художников, погибали люди. А в 1575 году в Венецию пришла чума, и уж она принялась косить всех без оглядки – старых и молодых, бедных и богатых. Страшная болезнь унесла около трети населения города. Свирепствовала и церковная цензура, гонения на еретиков приняли грандиозный размах. В эти годы умерли близкие друзья Веронезе – Сансовино, Палладио, Тициан.
В творчестве художника появляются горькие, трагические ноты. Его произведения теперь ни один инквизитор не назовет еретическими – все они пропитаны глубоким религиозным чувством. Теперь Веронезе пишет картины, которые нравятся самым ярым католикам. Главные действующие лица на его полотнах – Дева Мария, Иисус, святые, страдающие, приносящие жертвы. И хотя нет в них того ослепительного блеска, той жизни, той красоты, которая была в прежних работах художника, Веронезе и здесь остается настоящим мастером, и рука его по-прежнему крепка.
20 апреля 1588 года Веронезе скончался. Говорили, от воспаления легких. Может, в нем просто иссяк запас творческих и жизненных сил. Запас веры…
С тех пор прошло более четырех веков. Картины Веронезе можно увидеть в самых лучших музеях мира. Но, чтобы прочувствовать его живопись глубоко, надо приехать в Венецию, в город Святого Марка, в прекрасную Серениссиму, ставшую художнику второй родиной. Прогуляться по узким средневековым улочкам, заглянуть в магазинчики, где продают карнавальные маски, пройтись по залам Дворца дожей и обязательно попасть в Галерею Академии, где хранится знаменитый шедевр мастера, «Пир в доме Левия» – картина, выдержавшая в свое время самое суровое испытание, суд инквизиции.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
«Портрет Лидии Делекторской»
31 октября 1632 родился Ян ван дер Меер ван Делфт (Ян Вермеер)
Какие народности населяют нашу страну
25 февраля 1841 года родился Пьер Огюст Ренуар
Февраль 2010
Российский фестиваль показал азиатскую анимацию в полном объеме