– Тоже учительница? – удивился я. Девушке на вид было лет семнадцать.
– Нет, это наша девочка, – возразила моя опекунша. – Она еще умеет видеть, но скоро не будет совсем.
Хор был выстроен минуты за три, и веселая девушка вскинула на плечо ремень аккордеона...
Ребята пели ровно и в лад, учительница шепотом переводила.
Песня была торжественная, как раз под начало концерта, с величественной, холодноватой мелодией и бодрыми словами. Но в данном случае их несокрушимый оптимизм приобрел горьковатый оттенок.
Дети пели о ясных далях, которые открыты перед ними, о сияющем будущем, о чистых и ясных горизонтах. А ведь большинство из них не видели горизонта и не увидят никогда – у самых зорких из этих ребятишек мир мутнел и расплывался в нескольких метрах перед глазами.
Спели еще две песни.
Потом учительница и веселая девушка растыкали хористов по скамейкам.
Начались сольные выступления.
Ребята пели, играли на скрипке, на пианино. Аккомпанировала все та же девушка в тесной кофте, иногда на аккордеоне, а чаще с веселым удальством нависая над клавишами.
Затем заведующая выхватила из ряда артистов мальчугана лет восьми и, дерзка около запястий, подняла вверх сперва одну его руку, потом другую. На правой у паренька было четыре пальца, на левой – два.
Но его швырнули к пианино, и мальчик стал играть.
Я уже понял необходимость этой резкости в обращении с детьми. Здесь не грубили – здесь торопились. Жизнь человека конечна и не так уж длинна, успеть надо много. А этим ребятам предстоит ежедневно терять время – на незнакомых лестницах, на тротуарах, на уличных перекрестках. Так стоит ли упускать его здесь?
Мальчуган на сцене доиграл и откланялся. Лицо его было в шрамах и синих пороховых оспинах.
– Он попадал в несчастье, – шепотом объяснила соседка.
– Что с ним случилось? – спросил я.
Но девушка, видно, не поняла и только повторила:
– Он попадал в несчастье.
У нас много беспалых мальчишек появилось после войны: когда поля между еще не заросшими окопами, лесные опушки и даже развалины в городах были густо начинены опасными игрушками той жестокой поры. Ребята подрывались. собирая маслята в сосняке, гоняя в салочки на пустырях, а чаще – разряжая в кругу приятелей гранаты и мины или швыряя в костер не расстрелянные патроны – на кого бог пошлет...
Правда, этот мальчишка родился куда поздней. Но все бывает: мины в земле лежат долго...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Беседуют солист Большого театра А. Огнивцев и маршал Советского Союза И.Баграмян
25 июля 1929 года родился Василий Макарович Шукшин