— Сядь! — сказала Таня. — Сядь... — Она взяла его за полы плаща и, потянув на себя, усадила в кресло. — Я говорю тебе это не для того, чтобы обидеть. Я не отрекаюсь от тебя, не пытаюсь поставить на место. Я просто хочу, чтобы ты меня понял, только и всего. Это ведь не слишком много... Да, я сейчас пойду к Косте. Но я хочу, чтобы ты знал: сделаю я это вовсе не для того, чтобы расплатиться с тобой. Если я нарушаю закон, то это я его нарушаю. Если я отдаюсь, то это я так решила, э вовсе не потому, что кому-то удалось взять меня за горло. Не бери меня за горло, ладно?
— Иди одевайся. — улыбнулся Анатолий. — Я буду в машине.
— Нас ждет машина? Ты был уверен, что я соглашусь?
— Я был уверен, что ты откажешься. А машина ждет меня.
— Я сейчас. — Таня поднялась и направилась к лестнице.
Таня и Анатолий расположились на заднем сиденье и словно растворились в темноте. Только изредка вспыхивающая сигарета Анатолия выдавала их присутствие. Некоторое время водитель ехал молча, на небольшой скорости, словно ожидая, что пассажиры что-то скажут, но, не дождавшись. сам подал голос:
— Куда едем-то? Решили?
— К Косте? — Анатолий, видимо, решил еще раз уточнить согласие Тани.
— Нет, — ответила она. — Сначала в больницу. В травматологию.
— Зачем? — отчужденно прозвучал вопрос Анатолия.
— Чтобы не наделать глупостей. Чтобы знать, что говорить, о чем говорить не надо, что принимать в расчет, а чем можно пренебречь. Чтобы все знать наверняка и поступать наверняка. Чтобы не предполагать и не строить догадки о том, что ты натворил и что тебе грозит.
— Боже, боже! — простонал Анатолий. — А я-то, я, дурак старый, все думаю, что имею дело с простаками, пижонюсь, учу жить, кривляюсь, как идиот... А случилось что-то серьезное, и оказывается, что я и есть самый тупой, самый перепуганный...
— Тебе везло в жизни, — сказала Таня. — Тебе везло. А ты считал, что все достигнутое — результат твоих усилий, твоего таланта, настойчивости... Это не так. Толя. В институте работают друзья твоего отца, они и мне помогли поступить... Конечно, это твоя заслуга, но ведь ты обратился к ним... И в трест, куда тебя направили после института, ты пришел не чужим человеком. Ты еще не сталкивался с настоящими трудностями. А когда ты один, когда друзья, если они есть, могут только посочувствовать, а уж никак не помочь, когда ты можешь надеяться только на себя, а заложить можешь только свою голову...
— Хватит, Таня, — жестко сказал Анатолий. — Я тоже кое-что умею и кое-что делаю.
— Ты меня не понял. Ты прекрасный работник, отлично справляешься со своими обязанностями, у тебя есть и знания, и способности. Ты далеко пойдешь...
— Если не сяду!
— Да, если не сядешь. Многие твои однокашники занимают должности, сопоставимые с твоей?
— Как тебе сказать... Пожалуй, никто.
— В группе ты был самый способный?
— Ну, так, наверно, сказать нельзя, но и не самый бездарный.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Клуб «Музыка с тобой!»
Творческая педагогика
Молодежная мода