Спортивный автограф
Токарь Воскресенского объединения «Минудобрение» Николай Иванович Ларионов все свободное время проводил летом на футбольном поле, зимой — на льду хоккейной площадки. И всегда вместе с ним на играх и тренировках были его сыновья — Евгений и Игорь. Стадион постепенно стал для мальчишек вторым домом. Увлеченностью братья пошли по стопам отца, однако любовь свою не делили между хоккеем и футболом, сразу и навсегда отдав предпочтение первому. Когда детская команда Воскресенска добилась права участвовать в финальных соревнованиях на приз «Золотая шайба», в ее составе уже играл нападающий Игорь Ларионов.
Голубоглазый, небольшого роста, щуплый, он уже тогда отличался от сверстников пластичным катанием на коньках, стремлением сыграть осмысленно, найти передачей партнера. Игорь рассказывает:
— Прошло уже 15 лет, но до сих пор те первые соревнования на приз «Золотая шайба» остались незабываемыми. Все было, как у мастеров: заполненные зрителями бурлящие трибуны, чествование победителей. Вот тогда полюбил я хоккей окончательно.
Несколько лет Игорь совершенствовал мастерство в клубных командах «Химика», а в 1978 году на молодежном чемпионате Европы в Финляндии вошел в символическую шестерку лучших игроков турнира. В 1979 году в Швеции и в 1980 году в Финляндии наша молодежная сборная с блеском победила на чемпионатах мира. Атаки советской команды возглавляли нападающие Крутов и Ларионов. В те годы тренером молодежной сборной работал заслуженный тренер СССР Виталий Давыдов. Он вспоминает: «С самого начала было ясно, что и Кругов, и Ларионов — потенциальные игроки сборной СССР, настолько они превосходили сверстников во всех элементах игры: индивидуальной техникой, скоростью, особым хоккейным блеском».
А еще раньше, когда Игорю было только 16 лет — случай исключительный! — его приглашают в команду мастеров «Химик». Через два года последовало еще более лестное предложение сразу от двух столичных клубов — ЦСКА и «Спартака». Игорь отказывается. Почему? На этот вопрос он отвечает так:
— Переход в ведущий клуб — шаг сложный в судьбе хоккеиста. Перед новичком сразу же возникает много проблем: тренировки с повышенными нагрузками, обретение взаимопонимания с именитыми партнерами, среди которых легко стушеваться и не только не повысить мастерство, но потерять то, что умел. Я не был готов морально к переходу, да и тренеры просили меня еще год поиграть за «Химик». Последнее было для меня важнее всего.
На следующий год предложение из ЦСКА повторилось. На семейном совете с правом решающего голоса присутствовал друг семьи тренер Н. С. Эпштейн. Он и поддержал решение Игоря перейти в ЦСКА.
В ту пору Виктор Тихонов формировал ведущую пятерку ЦСКА и сборной. Пятерке недоставало центрального нападающего. Выбор пал на Ларионова. Помнится, некоторые хоккейные авторитеты скептически утверждали: «Не потянет, рано ему в компанию к четырем чемпионам мира». Рисковал ли Тихонов, доверяя самый ответственный пост — центрального нападающего — новичку, тем более что по его замыслу этой пятерке была уготована роль лидера сборной?
Сам Виктор Васильевич на этот вопрос ответил вот что:
— Светлая голова, отменные способности, стремление познать тонкости игры, честный, открытый характер Игоря сводили риск к минимуму.
Для самого Ларионова настал тогда тяжелый период.
— Даже после тренировок, — вспоминает он, — я ни на минуту мысленно не расставался с хоккеем — анализировал действия партнеров по звену, защитников, проигрывал в уме варианты атаки и постоянно был недоволен собой. Очень много мне дали индивидуальные занятия Тихонова и Моисеева.
Здесь предоставим слово Владиславу Третьяку:
— Желания тренироваться и таланта у Игоря предостаточно. Но ему присущи и такие редкие качества, как умение творчески мыслить, просчитывать варианты атаки на несколько ходов вперед. Каждой передачей, перемещением по льду он конструирует игру. В нем чувствуется сила духа, желание бороться до победы...
Два года назад Игорь Ларионов окончил институт, получил специальность преподавателя физкультуры, думает продолжить образование. Любимое занятие после тренировок — чтение.
Показываю Игорю статистические данные результативности первого звена ЦСКА в играх чемпионатов страны, международных турниров. Партнеры Ларионова Крутов и Макаров забивают значительно больше.
— Поверьте, — говорит Игорь, — мне абсолютно все равно, кто забьет — Сергей, Володя или я. Главное, чтобы была игра, чтобы забивала наша команда, чтобы зритель получал удовольствие от хоккея.
Успех команды во многом предопределяет игра вратаря и центральных нападающих. На разных этапах развития советский хоккей прославили выдающиеся мастера атаки — центровые A. Гурышев, В. Шувалов, А. Альметов, B. Старшинов, В. Петров, В. Шадрин. Сегодня Игорь Ларионов, трехкратный чемпион Европы, двукратный чемпион мира, олимпийский чемпион, продолжает традиции лучших центральных нападающих отечественного хоккея.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Адрес интересного опыта
Клуб «Музыка с тобой!»