Наша главная команда

  • В закладки
  • Вставить в блог

С Лобановским и Ахалкаци до этого я знаком практически не был. Многое слышал о них от товарищей по сборной и, сравнивая увиденное с услышанным, с интересом присматривался к обоим. Отчетливо при этом убеждался, насколько разные они люди — по характеру, по взглядам на футбол, на свое тренерское дело. Насколько не похожи друг на друга киевское и тбилисское «Динамо» на поле, настолько не похожи в жизни их наставники.

В сборной Лобановский был так же привычно инициативен и деятелен, как и в своей команде. Ахалкаци же вел себя более сдержанно, с присущим ему достоинством и внешним спокойствием. Это я по тренировкам сужу. Различия в поведении того и другого были определенным проявлением черт их характера. А может быть, и своеобразной ответной реакцией на приглашение в сборную. Думаю, что в отличие от Валерия Васильевича Нодар Парсаданович понимал, что должен больше помогать, чем руководить. И потому старался проявлять максимум тактичности и выдержанности во всем.

Останавливаюсь я на переменах в тренерском составе сборной не случайно. После чемпионата мира они подверглись самому горячему обсуждению. И большинство споривших сошлось во мнении, что решение о создании тренерского триумвирата не только не пошло сборной на пользу, но даже внесло ненужные осложнения в ее дальнейшую жизнь, явившись чуть ли не одной из причин нашего преждевременного возвращения из Испании.

Честно говоря, меня до сих пор удивляет категоричность, с которой делались и делаются подобные заявления. А потому, не отвечая сейчас на нетерпеливый вопрос: было ли это действительно ошибкой или нет? — просто продолжу рассказ о дальнейших событиях в жизни сборной, который, надеюсь, даст возможность многое понять и взглянуть на ее выступление в Испании с иных позиций.

...Что мы знали о чемпионате мира?

Теперь, по прошествии столького времени, в преддверии очередного мирового первенства, дорога к которому прокладывалась гораздо труднее, чем четыре года назад, могу смело сказать: ничего. Конечно, о том, что событие это особое и что в Испании многое может оказаться совершенно незнакомым, догадывались. Но представить все будущие трудности не могли. А поскольку кое-какую школу сборной уже прошли и опыта набраться успели, то в душе надеялись, что сумеем и в новой обстановке разобраться.

Это не было зазнайством или самоуспокоенностью. Но, сыграв удачно в Рио со всегда высоко котировавшимися бразильцами, а в Аргентине — вничью с чемпионами мира, мы имели определенные основания

рассчитывать, что в Испании хуже других оказаться не должны. А международная футбольная пресса и вовсе без колебаний определила нашу сборную в число фаворитов предстоящего первенства.

Взять хотя бы отзывы об одном из последних контрольных матчей с аргентинской сборной ровно за два месяца до отъезда в Испанию. Проходил он в Буэнос-Айресе на поле стадиона «Ривер Плейт», того самого, где за четыре года до этого хозяева стали обладателями высшего футбольного титула.

Проверяя себя в матче с самими чемпионами мира и присматриваясь к ним, мы заодно прикидывали и свои будущие шансы. Не скажу, что игра в Буэнос-Айресе нам удалась. Не было привычной легкости ни в маневрах, ни в обращении с мячом. Возможно, сказалась утомительная дорога или вполне естественное для такой встречи волнение. Но вышло так, что больше внимания мы уделяли разрушению атак аргентинцев, чем организации своих.

Майка Тенгиза Сулаквелидзе, опекавшего восходящую «звезду» хозяев — невысокого крепыша Марадону, уже минуте к пятнадцатой почернела от пота. Но юркий аргентинец не только успевал сам выходить на удобную для обстрела ворот позицию, но еще и помогал то же самое делать мощному Кемпесу и энергичному Диасу. Эта троица и принялась с самого начала терзать нашу оборону.

Раза два опасно пробил Кемпес. И стоило немалого труда парировать его хлесткие удары. А в одном эпизоде штанга отразила мяч, посланный Марадоной. И все-таки аргентинцы добились своего. Рванувшийся на свободное место Диас получил пас и оказался в нашей штрафной. К нему сразу же устремился Балтача. Чувствуя, что Сергей может не успеть помешать нападающему, я тоже бросился навстречу аргентинцу. Но тот уже нанес резкий удар. И мяч, хотя и коснулся моих рук, оказался в сетке. Сравнять счет удалось Оганесяну во втором тайме. Сделал это Хорен красиво, застав врасплох голкипера аргентинцев Филлола.

«Русские станут на сцене испанского первенства заметными действующими лицами», «Сборная СССР оказалась крепким орешком для чемпионов мира!», «Элегантный грузин с достоинством выдержал спор с Марадоной»...

Такими заголовками прокомментировали матч аргентинские газеты. Вполне понятно, что подобная реакция доставила нам определенную радость. Но тренеры в отличие от нас особых восторгов не проявляли.

— Могли сыграть лучше. Особенно в атаке,— единодушно заявили они после встречи, давая тем самым понять, что от игры нападения ждали и продолжают ждать большего.

В самолете мы с Юрием Гавриловым долго обсуждали матч, детально разбирая его отдельные моменты, и особенно неожиданные действия так понравившихся аргентинских форвардов. И когда, вдоволь наговорившись, уже собирались вздремнуть, Юра вдруг спросил:

— А что ты думаешь, Ринат, как мы сыграем в Испании?

— Не знаю...— неопределенно пожав плечами, признался я.

— Вот и я не знаю,— покачал головой Юра.

И, отвернувшись, стал молча всматриваться в черневшее за окнами иллюминатора небо.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР Олег Комов: «Открыть новое»

…в искусстве можно только тогда, когда художник живет заботами мира и наделен талантом и любовью к людям, без которой немыслимо истинное творчество

Шаги к присяге

Девять парней одного призыва. Глава первая