Неразумные родители

Александр Бойко| опубликовано в номере №1408, январь 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

Разговор второй. И слово — и дело

Итак, у ребенка обнаружены факторы риска. И самый главный из них — повышенное артериальное давление. Согласно плану исследования, педиатры Петросян и Пяткявичюс посылают родителям приглашение, в котором черным по белому написано: «У Вашего ребенка предполагается заболевание, поскольку обнаружены факторы риска! Просьба прийти на беседу».

Факт. Из 100 приглашенных к Пяткявичюсу пришли 5 человек. Речь шла о детях 10 — 15 лет.

Доктор Петросян пишет в приглашении: «...Если Вы не можете прийти, пожалуйста, позвоните по телефону». Не звонят. Не приходят.

Я не хочу сгущать краски, обвиняя незнакомых людей в черствости, равнодушии к собственным детям. Но судите сами: Петросян бьется в Москве, Пяткявичюс — в Каунасе. Они ничего не хотят себе, они хотят помочь детям задолго до беды. Пишу и думаю о 95 папах и мамах, которые не отозвались на приглашение Пяткявичюса. Не сомневаюсь, абсолютное большинство их — хорошие труженики и добрые семьянины. О чем же думали они, читая сообщение о предполагающейся беде своего ребенка?

Доктор Петросян начала свое исследование восемь лет назад. Она и сейчас пишет письма. Звонит. Просит прийти. Обнаружив детей, которым грозит болезнь, она предлагает положить их в клинику института, где работает. Нет, не откликаются родители.

Уже выросли дети, которых Петросян и Пяткявичюс начали наблюдать в грудном возрасте, торопясь обнаружить заболевание в самом начале. И сейчас надо посмотреть, в каком состоянии сосуды и сердце. Петросян пишет им письмо, второе, третье, четвертое, пятое... Кто-то появляется. «Почему не приходил? Меня ничто не беспокоит». Но, может быть, в этом и беда? Радость возраста порой затушевывает картину начинающейся болезни. Болезнь притаилась и ждет своего часа. В этом возрасте она протекает бессимптомно, и никто ничего не чувствует. Но как же оставаться спокойным врачу, если, например, к Петросян приходят двадцатилетние люди с давлением 180/80?

Правда, иногда родители появляются. Надо справку, чтобы чаду не ехать в стройотряд. Или: «Здравствуйте, доктор, наша девочка плохо себя чувствует, нужна справка, чтобы у нее была отдельная комната и она могла выздороветь...» Ах, родители, родители!..

Факт. Петросян с огромным трудом нашла 300 своих бывших пациентов, которых она наблюдала несколько лет назад (им теперь по 20 лет), написала письма с просьбой прийти. Но пришли только шестеро.

Давайте не спеша, не ошеломляя друг друга цифрами, задумаемся. Давайте вспомним о государстве, в котором живем. Оно дает нам очень многое, гораздо больше, чем спрашивает. Что же оно ждет взамен? Если коротко, то выполнять три обязанности: трудиться, поддерживать порядок, защищать. А мы, родители, получив от государства многое, передаем ему больных детей, в то время как они могут не только вылечиться, но и с самого начала быть здоровыми. Когда с вашими детьми будет плохо, государство их не забудет, предоставит им места в кардиологических больницах, пошлет в санатории. Только зачем доводить до этого?

...Данные, полученные Петросян и Пяткявичюсом, свидетельствуют: детей, имеющих факторы риска, достаточно много. Взять под персональную опеку и контролировать всех школьников страны практически невозможно. Что делать? Искать формы воздействия, позволяющие влиять на всю массу школьников.

Ребенок может помочь врачу и рассказать о боли не раньше трех лет. А это означает, что в главный период его жизни, когда закладываются основы здоровья, все должно делаться без грубейших ошибок, исправить которые потом практически нельзя.

Что беспокоит врачей? Сказка. В ней доктор Айболит дает таблетку обезьянке, и та выздоравливает... Ребенок начинает верить: стоит принять таблетку, и он станет здоровым. В это верят и родители. Но всегда ли это необходимо? И нужно ли детям становиться на такой путь?

Одно из неприятных воспоминаний детства для автора этих строк — растительное масло. Родители поили им меня, предупреждая рахит. Более молодые Петросян и Пяткявичюс сочувствуют и поясняют: рыбий жир не доходил до наших деревень, потому и давали детям растительное масло. Но относиться к нему отрицательно все же не следует. Более того, этот очень важный продукт должен вернуть себе место в рационе школьника. Поданным института кардиологии, масла надо употреблять не менее 30 граммов в день (две столовые ложки). Подсолнечное масло — предшественник вещества (простагладина), которое снижает давление у ребенка и уровень холестерина у взрослых. И дается как жир во всех сопутствующих блюдах. Подмечено: наши хозяйки выливают из бутылок подсолнечного масла гущу, а это и есть самое ценное! В лечении и предупреждении гипертонии у детей применяют препарат «Линетол». Он сделан на основе подсолнечного масла. Если надо, «Линетол» дети будут принимать, а масло с пищей — нет! Почему?

Педиатры рекомендуют маргарины «Солнечный» и «Диетический», в них входит подсолнечное масло и много витаминов, которых детям недостает. Вы сварили картошку, не кладите сливочное масло, полейте подсолнечным. Детям от него гораздо больше пользы.

...Когда ребенок заболел, матери дают бюллетень, подменяют на работе, она получает возможность все время уделять больному. Но педиатры просят: пожалуйста, уделяйте побольше внимания здоровому ребенку, тогда он будет реже болеть. А может, не будет болеть совсем.

Доктор Пяткявичюс выразился на этот счет так: «Поздно носить в больницу килограммы апельсинов, лучше до этого ежедневно давать тертую морковь». Надо терпеливо создавать здоровый образ жизни, придерживаясь его не сезонно, и у вашего ребенка будет меньше проблем. Дочка будет взвешиваться каждый день, если этим будет заниматься мама. И чем раньше это станет привычкой, тем лучше. После пятнадцати лет, если такая привычка отсутствует, зачастую появляется равнодушие к собственной внешности, а вместе с ней и к здоровью.

Ребенок все обязательно тянет в рот. И в качестве первой игрушки появляется... мягкая зубная щетка. Нет, это не шутка. Педиатры доказали: три кариозных зуба — серьезный фактор риска сердечных заболеваний!

Дети — народ восприимчивый и общительный. Все, что они узнают в школе, они расскажут дома. И проследят за тем, как обстоят дела у младшего брата

или сестренки. Сегодня многие школьники знают, что такое карбюратор, но зачем человеку нормальное артериальное давление, знают единицы. В прекрасном учебнике «Биология» для 8-го класса все хорошо написано и проиллюстрировано. Написано, что такое пульс, но не сообщается, какая частота пульса нормальна для учащегося 8-го класса. А почему? Биология ведь не просто учебный предмет, она формирует знание биологических законов, и крайне важно умение применять их в отношении самого себя.

Перенеся инфаркт, человек многое узнает из области медицины. И соглашается с тем, что так жить, как он жил до этого, нельзя. И многое в своей жизни меняет. Но делает он это все-таки поздно, гораздо лучше было бы усвоить азы здорового образа жизни еще в детстве, расширить и закрепить знания в школьные годы, на тех же уроках биологии.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Большой маленький фестиваль

Клуб «Музыка с тобой»

Как «Шпигель» передергивает…

Западногерманский журнал «Шпигель» удостоил своим вниманием «Смену»: опубликовал отклик на одно из наших выступлений

Народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР Олег Комов: «Открыть новое»

…в искусстве можно только тогда, когда художник живет заботами мира и наделен талантом и любовью к людям, без которой немыслимо истинное творчество