Как «Шпигель» передергивает…

опубликовано в номере №1408, январь 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

Западногерманский журнал «Шпигель» удостоил своим вниманием «Смену»: опубликовал отклик на одно из наших выступлений

Собственно говоря, событие не столь знаменательное, чтобы о нем упоминать. В конце концов, нам, журналистам, работающим в разных странах, по-разному видящим мир, достаточно часто приходится цитировать друг друга, иной раз, соглашаясь с посылами и аргументами коллег, иной раз, не принимая их и полемизируя с ними.

Итак, о чем пойдет речь?

Мы публикуем полный текст напечатанного в «Шпигеле» произведения, поскольку несколько иначе оцениваем интеллигентность наших читате¬лей, чем те, кто это произведение для своих читателей сочинял, нас пытаясь опорочить.

Под рубрикой «Советский Союз» публикуется вот такая статья...

«Советы настроены на хорошие манеры — однако в повседневности правилами коммунистического хорошего тона часто пренебрегают.

Когда советские граждане, как это часто бывает, стоят в очередях, они сразу забывают о хорошем тоне. Если кто-то напирает, то слышна крепкая брань, в ход пускаются локти.

На улице тоже часто толкаются. В метро пассажиры протискиваются в переполненные вагоны, не обращая внимания на грудные клетки и ноги уже придавленных.

При телефонных разговорах также зачастую сталкиваешься с агрессивностью. Вместо фамилии абонента или названия учреждения чаще всего слышишь лишь свирепое «Что?». Кто в магазине возмутится медленным обслуживанием, тот рискует быть обруганным во весь голос продавцами. Значит, Советы — народ грубиянов, невоспитанны и постоянно находятся в раздраженном состоянии?

На самом деле русские приучаются своим начальством следить за хорошими манерами. Кто хорошо себя ведет — этому детей учат еще в школе,— тот проявляет свое уважение к окружающей его коммунистической среде.

Наследники революции приписывают дурные манеры свергнутой буржуазии. «В вежливости, в конечном счете, заключаются принципы социалистического гуманизма»,— говорится в советском «Словаре по этике».

В вопросах этикета товарищи часто оказываются даже старомоднее, чем буржуазия. К воспитанию кадетов относится умение вести даму на балу и возвращать ее к столу. Нельзя представить себе преподавателя вуза в джинсах и без галстука. Женщины, курящие в общественном месте,— фу! Взрослые, целующиеся на улице,— неприлично.

За исключением семьи грубо звучат и обращения. Пенсионеров просто называют «бабушками» и «дедушками». Поскольку коммунисты искоренили обращения «господин» и «госпожа» перед фамилией и еще не до конца насадили введенные вместо этого «товарищ» или «гражданин», межчеловеческие отношения повсеместно осуществляются примерно так: «Мужчина (или женщина), вы забыли вашу сдачу».

Чтобы совсем не забывали о хороших нравах, начальство иногда подсказывает. На массовых мероприятиях и в метро громкоговорители призывают народ обращать внимание на стариков, женщин и детей.

Орган молодежного союза «Смена» с тиражом в 1,2 млн. экземпляров опубликовал недавно серию статей под рубрикой «Визитная карточка воспитанного человека». Читатель, например, узнает, что после еды он не должен хвататься за спичку, чтобы выковыривать остатки мяса из дырявого зуба. Нельзя пить чай так, словно осушаешь болото. А анекдоты о теще, увольте,— запрещены.

«Культработники» на предприятиях и учреждениях организуют курсы танцев, на которых советские люди с семилетнего возраста за десять вечеров учатся танцевать вальс или танго и выкладывают за это свой дневной заработок. Общество «Знание» сообщает домохозяйкам, как следует накрывать «праздничный стол» и как его можно украсить аранжировкой из цветов (достать которые трудно).

Молодые девушки, советует далее молодежный журнал, не должны мазаться косметикой как «клоуны в цирке», а взрослые женщины — одеваться так, как это делают их 16-летние дочери. Советские женщины в сопровождении человека в форме должны идти слева, чтобы кавалер без помех мог отдать честь,— правило это действует даже если ее может обрызгать проезжающий мимо автомобиль.

Эти советы давала кандидат педагогических наук Беата Бушелева, которая на протяжении 20 лет своими докладами и книгами заботится о коммунистических правилах хорошего тона. Ее прогрессивный девиз: «Современный этикет не должен превращаться в догму».

Если же в «конкретной ситуации» понадобится, то хорошо воспитанный советский человек имеет право нарушить на некоторое время железные правила поведения. В полемике он может прервать своего партнера и поправить его — при условии, что он в это время не очень сильно размахивает руками.

Советский человек должен проявлять терпимое отношение к иным взглядам и нравам. Разумеется, это не касается «принципиальных позиций» и «мировоззренческих вопросов». Здесь Бушелева требует «бескомпромиссности». Иначе говоря, при встрече с классовым врагом товарищ может вести себя уже иначе.

Роль женщины при социализме эксперт по манерам видит менее эмансипированно, чем некогда Август Бебель. Так, девушки не должны заигрывать с молодыми людьми, им следует даже воздерживаться от покупки билетов в кино для себя и своего поклонника. На прогулке под руку поддерживает свою партнершу мужчина.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Неразумные родители

Разговор второй. И слово — и дело

Закон коммерции

Строим мост«продавец-покупатель»