И столь же смело можно предсказать бурную реакцию обделенного (это без всякого скепсиса, между прочим) доселе зрителя. Вернее, части зрителей. Чего греха таить, наверняка киностудии завалят сердитыми посланиями
возмущенные до предела домохозяйки, заслуженные классные руководительницы, пекущиеся о «моральном климате», строгие мужи, давно мечтающие о создании фундаментальной полиции нравов, и целомудренные ровесники кинематографа. Хором проскандируют «не на-а-да!». (Если вспомнить зрительскую почту на советско-финскую картину «За спичками», то выяснится, что Евгению Леонову здорово досталось от блюстителей нравственности за то, что он дерзнул показаться на широкоформатном экране в костюме Адама..)
Еще хорошо, если сей ханжеский порыв не поддержит сверху раздраженный окрик какого-нибудь киночинуши, знакомого со «всей этой гадостью» по закрытым просмотрам «сомнительных работ» Бергмана и Феллини.
— Ваше отношение к эротическим эпизодам в кино?
— Всячески приветствую, если эротика не самоцель, а язык рассказа, которым «ведется» тема. Но чтобы владеть таким способом рассказа, нужно очень свободно ощущать себя по отношению к этой теме и знать ее.
А если говорить о нашем кино и нашем зрителе, то свободы нет и быть ее не может. И неоткуда ей взяться. Я из поколения тех, кто более спокойно относится к этой теме, читала Фрейда. А, например, мои родители — поколение другое; если они видят целующихся на экране людей, им неприятно. (Хотя мне тоже неприятно, когда я вижу, как целуются в наших фильмах.) Но как для наследников сталинской культуры резко что-то открыть? Высветлить то, что всю жизнь считалось постыдным? Это чревато перехлестом.
Я просто убеждена, что сейчас начнут снимать очень откровенные фильмы. Просто совсем откровенные... И это будет ерунда. Пошлость. А главное, это будет на допотопном уровне развития. Рано нам за это браться. Рано.
На Западе не так много актрис, которые называются секс-звездами или эрот-звездами. Мало и режиссеров, которые снимают эротические фильмы, потому что такие фильмы — это искусство.
— Что вы вкладываете в понятие «эрот-звезда»? Кто может претендовать на это звание? Благодаря каким качествам?
— Ну, например, Сильвия Кристель. Она... манкая женщина. Попытаюсь объяснить... Вот когда мужчина видит женщину и она желанна — это женская «сексопильность». Когда мужчина видит женщину и чувствует себя свободнее — и по отношению к себе, и по отношению к жизни, когда эта женщина дает ему волю и не в темную, сторону, а какое-то светлое освобождение, тогда эта женщина — манкая. Такая может стать эрот-звездой. Таких мало. Западных эротических фильмов куча, а выделяют четыре, пять актерских имен. Эротика — это искусство. Секс — тайна двоих, а эротика — искусство...
— А лично вы готовы к тому, чтобы принимать участие в этом искусстве? Скажем так: завтра Бертолуччи предлагает вам роль в эротическом фильме, вы соглашаетесь, не раздумывая?
— Отнюдь. И даже если я соглашусь, мне пришлось бы пройти с этим режиссером целую философскую школу. Внутренне я совершенно не готова к таким съемкам. Это связано и с воспитанием, и с тем, какая жизнь меня окружает. Но, честно говоря, я не знаю наших актрис, которые легко пошли бы «на эротику». Для этого нужен другой уровень мышления. Этот уровень должен воспитываться, «быть кровью», а не привноситься в душу насильственно. Недавно мой знакомый приехал из Индии и в качестве сувенира привез кафель, которым там выкладывают ванные комнаты. Каждая пластинка кафеля изображает мужчину и женщину в определенной любовной позе. Понимаете, они этим стены выкладывают!
Кроме того, для эрот-актрисы необходим большой сексуальный опыт, без которого невозможна, по-моему, правдоподобная работа перед камерой. Профессионализм не спасает. Как и в любой истории, чтобы ее хорошо сыграть, ее нужно знать досконально. Недостаточно «знать на равных», нужно что-то еще, большее, «над».
Вообще для эротического кино женщина не обязательно должна быть профессиональной актрисой. Это тот случай, когда гораздо важнее «игра природы». Но, чтобы природа играла, необходимо быть внутренне раскрепощенным человеком. Не силой воли раскрепощенным, а воспитанием. Естественно, генетически, если хотите.
Что значит «быть раскрепощенным»? Не брать внутрь себя систему неявных, надуманных запретов, существующих вокруг. Как бы тебе говорят: нельзя два раза разводиться, иначе не поедешь за границу. Один не разводится и всю жизнь живет с нелюбимой женщиной. Другой говорит: а какого черта?! То есть запрет вроде бы и существует, но не имеет никакого отношения к этому второму человеку...
— В фильме «Русь изначальная» есть эпизод, где вам пришлось сниматься обнаженной по пояс. Это была раскрепощенность «волевая», как вы говорите, или естественная?
— На тот момент, по-видимому, естественная. Точнее, близкая к естественной. Но если бы мне сейчас предложили такой эпизод, я вряд ли согласилась бы.
Поясню. Тогда мне было совсем мало лет, а в юности гораздо меньше «зажимов», нежели с приобретением какого-то жизненного опыта. Жизнь построена таким образом, что она не раскрепощает человека, а, наоборот, последовательно его закрепощает, развивает массу табу и запретов.
Кроме того, в период съемок я встретилась со своим будущим мужем, который был в меня страшно влюблен. Он убедил меня, что я самая красивая на свете, и я чувствовала себя прекрасной, уверенной, и никаких сомнений не возникало. Мне даже доставляло удовольствие, что на меня смотрят. И эти чужие глаза даже помогали, я включала их в момент чисто актерской игры.
Дело в том, что женщин, которые идут по жизни с полной убежденностью, что они богини, мало. Женщине нужна внутренняя опора, которую может дать любовь, наставник или вера. В тот момент меня раскрепостила любовь.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.