На белой простыне экрана

  • В закладки
  • Вставить в блог

— Как вы считаете, женщина, которая снимается в подобной сцене, должна быть идеальной с точки зрения канонов красоты: внешность, фигура, «манкость», пластика и т.д. — или же внешние данные не играют большой роли? Что интересно увидеть зрителю — идеал или себе подобного?

— Я бы хотела видеть идеал и считаю, что наш зритель должен видеть идеал. На последнем кинофестивале я видела один очень эротический фильм, в котором главная героиня постоянно занималась любовью. У нее очень некрасивое тело. Почему я должна на это смотреть? Каждый раз эти кадры были подобны удару по лицу. Дело в том, что «неидеалов» мы уже насмотрелись. Если на это смотреть, останешься «четвероногим» еще на сто лет.

Мэрилин Монро — единственная, хотя губы красили и волосы завивали, как она, многие. А она — одна. И когда человек смотрит на нее, ему кажется, что ему даются все обещания сразу. Но очень тонко. Это сто пирожных на одном блюде. Но сто пирожных, а не сто соленых огурцов!

Словом, среди наших актрис я не могу назвать никого, кто мог бы сняться в полноценном — с точки зрения художественности — эротическом эпизоде. По внешней привлекательности можно назвать многих, но этого мало. Глядя на Алферову, Друбич, Догилеву, мне не хочется освободиться от своих комплексов. В Догилевой, например, несмотря на то, что она замечательная актриса, много «крестьянства», а мне хочется в роли убогого видеть не убогого. Я слышала много раз: зато такие по улицам ходят, а такие, как, например, Гузеева, по улицам не ходят. Такие, как Догилева, — наш родной, средний уровень, зато когда мы попадаем на западные фильмы, мы «восторгаемся»: это инопланетяне! Да, инопланетяне.

— Из того, что вы говорите, совершенно определенно следует: нашему кинематографу и зрителю запретный плод эротики надкусывать не следует. Это так?

— Мне кажется, что сейчас нашему зрителю гораздо разумнее показывать лучшие западные фильмы с эротическими сценами. Самим снимать не надо. Мы не готовы.

Недавно мне сказали, что режиссер Хамраев, который раньше на «Узбекфильме» снимал картины про революцию, собирается снимать эротический фильм. Вот для меня это яркий знак того, что сейчас, по-видимому, начнется. Лично я участвовать в этом не хочу. Мне кажется, что отечественная кинопродукция с элементами эротизма только усугубит пошлость.

Нам бы для начала научиться говорить об эротике, не обвиняя говорящих в самом страшном преступлении, на которое способен человек. Сам предмет разговора должен перестать быть неприличностью. Нужно, чтобы эта тема спокойно, ровно, без оговорок, ухмылок и извинений вошла в нашу жизнь — в передачи ТВ, на радио, в печать, в изобразительные средства. Это какой-то очень широкий по палитре процесс, который должен происходить. Он уже начал происходить, но на этом этапе рано снимать кино.

Телевизионный кадр

Итак, эротика... Хорошо или плохо, нужно или «ни-зя-а»? У людей разных вкусов, различных поколений могут быть и разные мнения на этот счет.

Юные (и не очень) поклонники рока своими оценками выводят «неприличную», с точки зрения гувернантской морали, песенку «Казанова» свердловского ансамбля «Наутилус Помпилиус» в верхнюю десятку хит-парадов, ничуть не смущаясь припевом: «Ты — моя женщина, я — твой мужчина. Если надо причину, то это — причина».

И в то же время, когда одна газета публикует хит-парад с «Казановой», другая знакомит своих читателей с гневным письмом ленинградца старшего поколения: «Неужели никто не в силах остановить распространение похабщины в полумиллионных тиражах! Ужас!» Это — о скульптурной группе «Похищение Прозерпины Плутоном» у здания горного института в Ленинграде. Дело в том, что Лениздат «имел наглость» запечатлеть сию «пошлятину» на открытке...

Тут же цитируется письмо читателя-москвича: «В последнее время участились случаи выхода на экраны фильмов с голыми артистами-мужчинами. Это такие фильмы, как «Последняя реликвия» (Рижская киностудия), «Петр Первый» и др. Поэтому я в последний раз требую прекратить создавать и выпускать на экраны фильмы с кадрами, порочащими человеческое достоинство. Иначе будут приняты контрмеры». Такие вот дела.

Комментируя подобные «высоконравственные» перлы, сотрудник редакции вспоминает о фельетоне Ильфа и Петрова «Саванарыло»: редактор требует «свести на нет» грудь молодой официантки, изображенной на общепитовском плакате, поскольку «грудь — это неприлично».

Так что разговоры «про голых» — не новость.

Восточная мудрость гласит: «Если сто раз произнесешь «халва», во рту сладко не станет». Поразительно другое: сладко не становится, а кариес тут как тут! Зубастость тех, кто должен убедительно показывать, как и почему не надо бояться собственного тела и разговора о нем, далеко уступает категоричности апологетов «целомудренного» искусства.

Сюжет о половом воспитании из вечерней молодежной телепередачи «Взгляд» запоминается прежде всего запрограммированностью на сердитую реакцию аудитории немолодежной. Это во-первых. А во-вторых, несчастной зажатостью ведущих. Старательность, с которой молодые люди пытались сохранить невозмутимость, пригодна была в столь поздний час где угодно, но не перед камерой прямого эфира. Коротенькое слово «секс» давалось тележурналистам куда мучительнее, чем какая-нибудь заковыристая «экстраполяция». Но экстраполировать идею замордованности сексуального просвещения авторы передачи не захотели или постеснялись.

Все-таки сдается, что, молвив «а», нужно отважиться и на «б»... А не метаться к телефонам, дабы затем оправдывающимся тоном сообщить: большинство молодежи одобрило-де сюжет, и потом еще счастливо поправляться, что и преклонного возраста зрители, оказывается, «за».

Даже старшеклассники, снятые в пресловутом сюжете или просто смотрящие его, могли бы одобрительно отозваться о данной работе лишь в снисходительно-поощрительном тоне: «Ну-ну, дядя, расскажи нам...» Хорошо, ли это, плохо ли, но нынешние шестнадцатилетние знают «про это самое» гораздо больше, чем может сегодня показать ТВ. А многие уже досыта «накушались эротики». Причем вовсе не на экранах видео.

И — как знать! — настолько ли уж порочен опыт наших северных соседей, где рассказывают все про все с шокирующей (применительно к нашей системе координат) откровенностью. Ведь в скандинавских странах, где сексопропаганда есть неотъемлемая составная всего шоу-бизнеса, статистика, допустим, половых преступлений значительно благополучнее, чем на Апеннинах или Пиренеях, в государствах с традиционно влиятельной католической церковью, ведущей неравную борьбу против нашествия коварного языческого Эроса. Впрочем, в той же Италии не так давно порнозвезда избрана депутатом парламента. Ну, да ладно. Вернемся к нашим... школьникам.

На свой страх и риск мы провели этакий социальный блицопрос.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Александр Абдулов

Блиц-анкета «Смены»

Рейс к дому

Рассказ