Молодежь и НТР: поиск на базе знаний

опубликовано в номере №1273, июнь 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

Хочу пояснить свою мысль на таком примере. Возьмем столь популярное среди молодежи достижение НТР, как магнитофон. Много ли владельцев магнитофонов используют их не просто для музыкальных записей, но и для развития своей общей культуры – совершенствования речи, изучения иностранного языка, записи учебных лекций, наконец, полюбившихся стихов? Хотелось бы, чтобы это было так. Необходимо активное использование всего разнообразия средств труда, предметов обихода, которые возникли благодаря НТР. Это тоже одна из предпосылок использования творческого потенциала молодежи.

Научно-техническое творчество молодежи, как одна из форм самоутверждения человека, – это предмет отдельного разговора. Поэтому ограничусь лишь несколькими замечаниями. Как отмечалось, образовательный уровень нашей молодежи высокий. Производственного же опыта ей зачастую не хватает. С накоплением опыта возрастает творческая отдача образования. Важно не забывать, что во все времена творчество считалось самой напряженной формой труда. Оно возникает лишь как результат неустанного поиска. Упрощенное представление о свободном, творческом труде как забаве было в свое время подвергнуто основательному критическому анализу классиками марксизма-ленинизма. Но, повторяю, есть много сфер, позволяющих реализовать знания, творчество молодых.

Молодежи, ее поиску и энергии принадлежит заметная роль в осуществлении начертанной XXV съездом КПСС программы дальнейшего подъема производительных сил на основе внедрения новейших достижений НТР. В выступлении Л. И. Брежнева на XVIII съезде комсомола глубоко раскрыта вся ответственность и сложность задач, возлагаемых на молодежь в деле научно-технического развития страны.

Возьмем в этом плане лишь некоторые моменты. Когда заходит речь о НТР, то многие вольно или невольно ограничивают задачу развитием науки, научным и техническим творчеством. Под этим углом зрения преимущественно и рассматривается участие молодежи в НТР. Не хочу приуменьшать значение научно-технического творчества вообще и роли молодежи в этом процессе в частности. Однако этим дело далеко не ограничивается.

Орудия и предметы труда, новые энергоносители и технологические процессы, средства информационной техники, то есть все, в чем воплощаются новейшие достижения научной и технической мысли, все более широким потоком поступает на производство. Новые образцы техники и технологические решения по своим технико-экономическим показателям, как правило, на порядок превосходят прежние. Например, станок с числовым программным управлением (ЧПУ) в пять – десять раз производительнее обычных станков. Но и затраты на его производство также велики – в нем овеществлен труд и ум больших коллективов людей высокой квалификации. Поэтому особенно важно наиболее эaфективно использовать сложнейшие и дорогостоящие виды оборудования, предметы труда.

Ведь не секрет, что новая техника и технология, к сожалению, не везде еще используются с наибольшей отдачей. Иногда это связано с недостатками в организации производства. Нередко сказывается и сила привычки, боязнь, недоверие к сложным и новым процессам в связи с недостаточной квалификацией. Независимо от причин, экономический результат выражается в том, что общество не получает намеченную проектом, заданием, планом выгоду. Бывает и так, что вместо экономического эффекта внедрение новой техники приносит убыток, поскольку освоение новой техники, новых технологических процессов растягивается на долгие годы. Так, освоение станков с ЧПУ на ряде предприятий затягивалось на несколько лет. Вот почему эффективное, полное использование всех возможностей. созданных наукой и техникой, – важная задача молодежи, нашего комсомола.

Остановлюсь на одном из актуальных проявлений НТР в сельском хозяйстве. Как известно, здесь пока еще одним из узких мест является кормопроизводство. Сейчас еще выход продукции на затраченную кормовую единицу меньше возможного. Причем это относится не только к мелким фермам, но зачастую и к современным индустриальным комплексам.

Причин здесь несколько. Одна из них – недостаточное, а порой и неправильное применение достижений химии, различных добавок, премиксов, биоферментных препаратов. С целью обеспечения потребностей в этих препаратах у нас построен и строится ряд предприятий. Это сложные производства. При их налаживании возникает немало технологических трудностей. В основном их удается преодолевать. А вот подготовка людей, которые должны широко и, главное, грамотно применять новую продукцию, значительно отстает.

Разумеется, нельзя упрощать эту проблему. Она требует, я бы сказал, качественно более высокого уровня производственной культуры, дисциплины, знаний. Кому же, как не молодежи прежде всего, взяться за организацию химической службы в животноводстве? В первую очередь это относится к студентам зооветеринарных и агрохимических факультетов, которые должны в совершенстве овладеть новыми знаниями. Значительную помощь практике в химизации животноводства и кормопроизводства могли бы на первых порах оказать и молодые сотрудники научно-исследовательских институтов. Думается, за решение этой задачи мог бы взяться комсомол. Дело это конкретное, нужное – и народ наш молодежи за это спасибо скажет.

А вот еще одно поле деятельности. Научно-техническая революция отнюдь не отменила, а. наоборот, подтвердила гениальное ленинское предвидение о значении сплошной электрификации для построения коммунизма. Сегодня невозможно представить ни одну отрасль хозяйства без использования электроэнергии. И хотя уже создана атомная энергетика, решены многие задачи овладения термоядерной энергией, в обозримом будущем основой электроэнергетики останутся тепловые электростанции. А это значит, что необходимо дальнейшее увеличение добычи угля. Поэтому шахтеры были и остаются в авангарде научно-технической революции. Строительство новых шахт, освоение новой горной техники – все это самым непосредственным образом влияет на развитие НТР в нашей стране. И, разумеется, свое слово сказать здесь призвана наша молодежь.

«СМЕНА». Владимир Васильевич, в настоящее время требования эффективности вызывают создание крупносерийных, массовых производств со все большей стандартизацией производственных процессов. Остается ли в условиях регламентированного производства место для самостоятельности, инициативы, творчества в принятии решений, то есть для того, что более всего привлекает молодежь?

В. В. ЩЕРБИЦКИЙ. Естественно, чувство самостоятельности импонирует молодежи. Но весь вопрос в формах проявления самостоятельности. Мерой самостоятельности является ответственность – ответственность человека перед коллективом, перед обществом. А это ноша не из легких. К сожалению, некоторые работники, однажды почувствовав ее тяжесть, не стремятся к ней больше. Так что воспитание самостоятельности в человеке – это задача всей жизни.

Как я уже говорил, партия всегда доверяла и доверяет молодежи очень ответственные участки, в том числе и в производстве. В десятой пятилетке таких участков также немало: здесь и БАМ, и Нечерноземье, комсомольские ударные стройки, студенческие строительные отряды, конструкторские бюро и т. д.

В условиях развитого социализма научно-технический прогресс не только высвобождает силы человека для проявления инициативы на новых направлениях производственной деятельности, не только способствует развитию творческого поиска, но и властно требует широкого участия трудящихся во всех сторонах жизни коллектива.

Истоки этого заключены в нарастающих темпах производства, в необходимости вскрытия все новых резервов роста эффективности за счет внедрения достижений научно-технического прогресса. Отсюда вытекает первостепенная значимость широкого вовлечения непосредственных творцов материальных благ в процессы прогрессивных научно-технических и организационных преобразований

То, что современное производство все более усложняется, стало особенно динамичным, – общеизвестно. Возросшие скорости движения транспорта, передачи информации, обработки материалов – все это доступно наблюдению, и потому столь впечатляющи проявления наступивших перемен. Многие же процессы скрыты от глаз неспециалистов. Вот некоторые примеры: за 70 с небольшим лет температура пара в котле турбины повысилась в 3 раза, давление пара – в 20 раз, а мощность агрегата – в 100 раз. Число показателей состояния турбины, которые необходимо учитывать для управления ею, увеличилось в 60 – 80 раз. Управлять сложной техникой помогает автоматика, но роль человека по-прежнему остается ведущей. Человек должен много знать, многое уметь, хорошо ориентироваться в быстро меняющихся производственных условиях, проявлять инициативу и дисциплину.

Согласен, что молодому человеку или девушке, только появившимся на производстве, даже при высоком уровне образования сразу трудно внести какие-либо изменения в технику, технологию, организацию. А вот обеспечить выполнение норм выработки – задача посильная и обязательная.

Поэтому столь важно целенаправленно развивать способности каждого работника, воспитывать его активную жизненную позицию, учить участию в управлении делами трудового коллектива. отрасли и всего народного хозяйства. В.И.Ленин, как известно, считал нужным добиваться, чтобы рабочий «чувствовал себя не только хозяином на своем заводе, а представителем страны». Сейчас, в условиях НТР, совершенствование форм и методов участия трудящихся в управлении производством стало особенно актуально.

Хотел бы особо подчеркнуть значение воспитания у молодежи инициативы, настойчивости в преодолении трудностей, а ведь они везде есть. В связи с этим вспоминается афоризм, который любил академик Сергей Павлович Королев и который нелишне повторить: «Кто хочет сделать дело. – находит средства, кто не хочет, – ищет причину». Кстати, в Киевском производственном объединении, которое носит имя С. П. Королева, эта крылатая фраза в сочетании с призывом «Думай и решай!» по-настоящему стала девизом, законом жизни коллектива.

Полезно всем нам задуматься над этими словами, а особенно молодежи, от которой действительно многое зависит. Ведь люди в возрасте до 30 лет составляют более одной трети работающих в промышленности, а в некоторых отраслях – до половины. Различные формы участия трудящихся в управлении производством при социализме, социалистическое соревнование, встречные планы представляют источник развертывания мощной, поистине «внутриядерной энергии» коллективов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены