Молодежь и НТР: поиск на базе знаний

опубликовано в номере №1273, июнь 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

В. В. Щербицкий, член Политбюро ЦК КПСС, первый секретарь ЦК Компартии Украины

Научно-техническая революция становится все более мощным фактором, ускоряющим экономическое и социальное развитие нашего общества. Весь народ, в том числе советская молодежь, активно трудится над решением выдвинутой партией исторической задачи – соединить достижения НТР с преимуществами социализма.

«Смена» обратилась к члену Политбюро ЦК КПСС, первому секретарю ЦК Компартии Украины товарищу В. В. Щербицкому с просьбой ответить на ряд вопросов о роли молодежи в реализации достижений НТР, формировании личности молодого человека в условиях бурного развития науки и техники.

«СМЕНА». Научно-техническая революция затрагивает все стороны жизни человека. Внешние изменения условий труда и быта очень заметны. А каково воздействие ее на самого человека, в чем наиболее зримо проявляется влияние НТР на молодежь?

В. В. ЩЕРБИЦКИЙ. При рассмотрении сложных процессов НТР единственно верным, научным является классовый, марксистско-ленинский подход. Положение молодежи, ее роль в общественном прогрессе всегда производны от конкретных социально-экономических условий. Это аксиома. Каждый молодой человек уже занимает или в течение какого-то в общем непродолжительного времени займет определенное место в структуре общества.

И каждый молодой человек, его жизненные устои формируются не просто под воздействием развития производительных сил (ведь НТР – это прежде всего революция в производительных силах), а через сложную систему их взаимодействия с производственными и другими общественными отношениями, то есть сквозь многогранную призму влияния экономического базиса и надстройки на мировоззрение и нравственные принципы личности. И если говорить о молодежи общества развитого социализма, то формирование ее профессионального и морально-политического облика проходит в условиях планомерно организованной, дружной работы всего советского народа, в богатой духовной атмосфере совместного творчества рабочих, крестьян, трудовой интеллигенции, всех наций и народностей, всех созидателей нового общества.

С точки зрения широкой исторической перспективы, нынешний этап развертывания научно-технической революции может быть охарактеризован как начальный. Но даже первые достижения убеждают, как отмечал на XXV съезде КПСС товарищ Л. И. Брежнев, «что только в условиях социализма научно-техническая революция обретает верное, отвечающее интересам человека и общества направление».

По-иному, на принципиально другом социально-экономическом фоне разворачивается научно-техническая революция в странах капитала. Социально-экономические последствия научно-технической революции при капиталистическом использовании ее достижений обостряют общественные антагонизмы, во многом губительно сказываются на положении трудящихся, и в первую очередь молодежи. С особой силой бьет по ней всевозрастающая в условиях НТР безработица.

Таковы предварительные, так сказать, методологические замечания по рассматриваемому вопросу.

Если же говорить о непосредственном воздействии НТР на молодежь, то наиболее заметным фактом, лежащим на поверхности, является рост образовательного уровня молодежи. Действительно, обновление и накопление знаний – одна из характерных примет научно-технической революции. Этот процесс проходит в разных странах с различной интенсивностью и отдельные слои молодежи затрагиваются им неодинаково.

Наша молодежь, молодежь эпохи НТР, – это высокообразованная часть народа. Каждый третий молодой человек в возрасте 20 – 29 лет является специалистом народного хозяйства, имеет высшее или среднее специальное образование. За короткий промежуток времени между двумя последними переписями в расчете на тысячу человек населения этого возраста количество молодых людей со специальным образованием увеличилось в 1,6 раза, а со средним общим образованием – почти в 1,4 раза, более чем вдвое сократилось число лиц с незаконченным средним образованием. Такие высокие темпы роста показателей образования – это результат реализации советскими гражданами конституционных прав на образование и осуществления принятого в СССР в 70-х годах закона о всеобщем среднем образовании. Следует обратить внимание и на то, что увеличение продолжительности учебы сопровождается повышением ее качества.

Для развитого социалистического общества характерным является и возрастание активности молодежи – в общественно-политической жизни, на производстве, в овладении знаниями. Научно-техническая революция наполнила этот процесс еще более богатым содержанием, придала ему новые импульсы. О благотворном влиянии этого свидетельствует возросшая социальная зрелость молодежи. И как закономерное признание ее роли – уменьшен возрастной ценз, дающий право быть избранным в Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных республик, то есть в высшие органы власти в нашей стране.

Таковы лишь некоторые, наиболее заметные проявления, воздействия НТР на молодежь общества развитого социализма.

«СМЕНА». Учитывая многогранность НТР, позвольте несколько сузить вопрос: какая категория молодежи в наибольшей мере ощущает воздействие НТР, находится с ней как бы в непосредственном контакте? И с другой стороны: какая категория молодежи может оказать наибольшее влияние на углубление НТР?

В. В. ЩЕРБИЦКИЙ. Действительно, молодежь – понятие емкое и дифференцированное. Ученик и студент, молодой рабочий и инженер, аспирант и учащийся ПТУ – все они, объединяясь в рамках этого понятия, имеют самое разное отношение к НТР и, кстати говоря, зачастую разное представление о ней. Тем более, что и сама научно-техническая революция – явление сложное, многоплановое.

Конечно, в настоящее время нет такой категории молодежи, которая в той или иной форме не ощутила бы влияния НТР, не пользовалась ее плодами. Необычайно расширяется и сфера «контактов» молодежи с научно-техническим прогрессом. Она включает заводской цех и школьный класс, стройку и колхозное поле, конструкторское бюро и университетскую аудиторию. Наконец, НТР прочно вошла в наш быт, вошла буквально в каждый дом.

Если в общем плане рассматривать формы приобщения молодежи к НТР, то это, во-первых, постоянное овладение бурно развивающимися знаниями и производственным опытом; во-вторых, широкое применение средств производства, появившихся благодаря НТР, в производственной деятельности; в-третьих, нарастание научно-технического творчества; наконец, повышение культуры использования созданной на основе достижений НТР различной бытовой и информационной техники.

Для общества важно не только признать различие глубины, характера «контактов» отдельных групп молодежи и НТР, но и обеспечить их нужное сочетание, действенность. Если использование достижений НТР будет ограничиваться лишь накоплением знаний и не будет массового использования, применения средств труда, предметов быта и обихода, рожденных НТР, то это будет выражать застой на каком-то участке общественной жизни. Ведь отношение к средствам производства, к вещам – такой же элемент культуры, как и отношение к знаниям. Задача увеличения производства новой техники, различных предметов потребления, в том числе и созданных НТР, ставится с целью облегчения, улучшения условий труда и быта человека.

Реализация научно-технических достижений в производстве сделала многие чудеса науки и техники доступными каждому человеку, не имеющему порой и представления о сложности задач, возникавших при создании, скажем, его домашнего цветного телевизора.

Но купить вещь в магазине – еще не значит уметь ею пользоваться. К сожалению, порой бывает так, что вещь «овладевает» человеком. Чтобы избежать этого, надо не упустить за внешней стороной полезной красивой вещи те широкие возможности, которые она предоставляет, то есть использовать ее как средство труда, средство развития всех своих способностей.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены