Молодежь и НТР: поиск на базе знаний

опубликовано в номере №1273, июнь 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

Знания и опыт – вот поистине тот чудодейственный сплав, который необходим для успешного решения задачи. Уже доказано и неоднократно подтверждено, что накопление опыта происходит быстрее при большем объеме знаний. При этом в наилучшем положении оказываются те, кто, помимо общеобразовательной, получил и хорошую профессиональную подготовку.

На XXV съезде КПСС отмечалось, что в современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определенной суммы фактов. Важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. Именно такой подход определяет линию развития всей системы образования.

Исходя из этого, в период обучения необходимо обеспечить курс на лучшее усвоение, с одной стороны, необходимого объема фундаментальных знаний, а с другой – на овладение приемов их практического применения.

За последнее десятилетие в стране осуществлен ряд крупных мероприятий по совершенствованию системы подготовки молодежи к труду. В частности, получила преимущественное развитие система профессионально-технического образования. Например, на Украине в профтехучилищах и техникумах учится сейчас каждый седьмой из всей учащейся молодежи (в 60-х годах – каждый десятый). Причем в последние годы взят курс на ПТУ, дающие среднее образование. И все же работа в этом направлении предстоит серьезная. Поскольку научно-техническая революция требует от человека постоянно пополнять и совершенствовать свои знания, то обучение должно быть органически включено в сам процесс производительного труда.

Важным направлением работы является и профориентация. Понимать ее, видимо, следует не узко, не только в плане конкретной направленности человека на приобщение к определенной профессии. В понятие профессиональной ориентации необходимо закладывать важный социальный смысл. Речь должна идти о сочетании подготовки человека к выбору специальности по способностям с общей идейной закалкой, выработкой коммунистического отношения к труду.

Назрел вопрос и о значительном улучшении работы по профессиональной ориентации молодежи в узком понимании. Напомним, что в Конституции СССР профориентация определена как один из механизмов, обеспечивающих право советских людей на труд. Там сказано, что выбор профессии должен осуществляться в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.

Жизнь показывает, что существенных успехов в профессиональной ориентации молодежи добиваются там, где этой работой глубоко и предметно занимаются партийные, профсоюзные, комсомольские организации. В нашей республике, в частности, в Днепропетровской, Харьковской, Винницкой, Запорожской, Львовской и других областях, накоплен поучительный опыт профориентации учащихся школ и училищ.

Однако остается еще немало и нерешенных проблем. Слабо поставлена эта работа во многих общеобразовательных школах. Почитайте, к примеру, характеристики выпускников. Если верить этим документам, то все дети похожи друг на друга, как две капли воды, а если различаются, то по успеваемости и в отдельных случаях – по дисциплине. А где оценки способностей, призвания, социальной зрелости? Их зачастую нет. Недостаточное внимание профориентации уделяют и многие отраслевые министерства и ведомства.

«СМЕНА». Признавая необходимость дифференцированного анализа влияния НТР на различные категории молодежи, хотелось бы услышать ваше мнение и о тех общих чертах, котооые воздействуют на всю молодежь в целом.

Можно, ли говорить о влиянии НТР на формирование личности? Привносит ли НТР новые моменты и во взаимоотношения покопений?

В. В. ЩЕРБИЦКИЙ. Молодость – лучшая пора жизни, время физического и духовного созревания человека, формирования его жизненных устоев. В молодости особенно ярко и непосредственно проявляются такие черты характера, как преданность идеалам, динамизм и романтизм, нравственный максимализм, обостренная чувствительность ко всему новому.

Молодость совпадает с процессом формирования личности. Повлияла ли научно-техническая революция на этот процесс? Думаю, здесь двух мнений быть не может. Да, повлияла. Но характер этого влияния, его напоавленность и результативность, – я возвращаюсь здесь к тому, с чего начал, – зависят от общественных условий.

Научно-техническая революция повысила ответственность общества за нравственное формирование человека. Раньше процесс формирования личности в значительно большей мере определялся семьей. Семья – это важная ячейка общества, форма естественного союза поколений. В семье ребенок черпал большую часть информации, здесь преимущественно и формировались его нравственные идеалы.

Конечно, влияние семьи, особенно в обществе, построенном на угнетении и эксплуатации, не всегда совпадало с прогрессом и нуждами общественного развития. Именно в этом социальная подоплека так называемого конфликта «отцов и детей». Поэтому периоды крупных социальных потрясений зачастую приводили к краху многих семей, разрывая естественные связи поколений.

Известно, что буржуазное общество всегда с опаской смотрело на рост образования населения. Тезис о разлагающем влиянии знаний на человека уже давно усиленно муссируется буржуазными идеологами. В настоящее время простого признания этой «опасности» им уже недостаточно. Поскольку реализация достижений НТР, независимо от желания отдельного капиталиста, требует повышения уровня знаний населения, что объективно ведет и к росту общественной сознательности, то в своих узкоклассовых интересах буржуазия стремится широко использовать возможности, созданные современными средствами массовой информации, для насаждения индивидуализма, жестокости, культа потребительства, так называемой «массовой культуры», для пропаганды антикоммунистических, а то и просто человеконенавистнических идей.

Дипломированные слуги капитала пытаются отвлечь внимание молодежи от социальных проблем, обвиняя во всех бедах НТР. Спекуляции на эмоциональной неустойчивости и политической незрелости молодежи, использование ее для достижения корыстных целей групп и классов, враждебных трудящимся, в конечном счете оборачиваются против молодежи «Потерянное поколение» – горький, но привычный термин буржуазного общества. Не случайно рабочий класс, коммунистические партии, все прогрессивные силы капиталистических стран ведут все более активную и целенаправленную борьбу против растления душ молодого поколения.

В социалистическом обществе отсутствуют объективные основы для конфликта между личностью и обществом, который мог бы углубиться под влиянием НТР. Черты советского характера, присущие нашим людям, имеют под собой глубокие социальные корни: идейно-политическое единство, общую цель – строительство коммунистического общества.

Человек будущего – это всесторонне развитая личность коммунистического общества. Задаче формирования человека будущего и, следовательно, развития всех подлинно гуманных качеств личности подчинена в конечном итоге вся политика Коммунистической партии. Партия делает все для выполнения указания В. И. Ленина о воспитании, обучении и «подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, которые умеют все делать».

Строительство коммунизма требует больших знаний и высокой культуры. Вся система общественного бытия развитого социализма, вся совокупность социалистических общественных отношений, весь образ жизни советского народа направлены на раскрытие и формирование лучших черт человека, всестороннее развитие личности каждого:

И на этом пути достигнуты впечатляющие успехи. Для советской молодежи характерными являются такие высокие нравственные критерии, как преданность делу коммунизма и партии, патриотизм и интернационализм, чувство коллективизма. Эти качества сближают ее с предшествующими поколениями комсомольцев. В то же время каждое поколение молодежи сохраняет неповторимые приметы своего времени.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Незамкнутый круг

Рассказывает Татьяна Казанкина, заслуженный мастер спорта, двукратная чемпионка Олимпийских игр 1976 года по бегу