Очевидно, с выходом на невероятно креативную театральную сцену Таганки Высоцкого перестал удовлетворять расхожий образ и типовая тематика его прежних песен. Хотя и раньше многие из них приобретали характер «сказочности» (посвященная А.Макарову песня «Лежит камень во степи», «Так оно и есть...»). В репертуаре песенного театра Высоцкого появляются «Братские могилы», «Штрафные батальоны», «Про Сережку Фомина»... Кое-что из «блатного цикла» артист продолжит исполнять и дальше, но пополнять этот цикл уже не будет, исчерпав тему.
Со второй половины 60-х годов поэт начал примерять на героев своих песен новые роли, новые маски и сюжеты. Им фактически пишется песенная «энциклопедия советской жизни», а новым выразительным приемом песенного творчества становится иносказание. Например, в шуточной «Песенке ни про что, или что случилось в Африке» автор предлагает слушателям вполне серьезные вопросы, давая при этом ироническую подсказку: «...Но виновен не жираф, \ А тот, кто крикнул из ветвей: \ «Жираф большой – ему видней!».
Еще одним образным приемом в песнях Высоцкого выступает гротеск. В песне «Бал-маскарад», начинающейся словами: «Сегодня в нашей комплексной бригаде...» В затуманенном сознании героя, получившего на заводском мероприятии маску алкоголика, реальность вполне по-гоголевски смещается, меняется восприятие мира, и перед глазами возникают фантасмагорические картины: «Я снова очутился в зоосаде: \ Глядь - две жены, - ну две Марины Влади, \ Одетые животными, с двумя же бегемотами...» напоминает потрясенного гоголевского Городничего в «Ревизоре»: «Ничего не вижу! Какие-то свиные рыла вместо лиц!»
А рядом - такие нестареющие шедевры романтической музы Высоцкого, как посвященная И.Кохановскому задушевная песня «Мой друг уедет в Магадан», «В холода, в холода...», отчаянный песенный крик «Сыт я по горло, до подбородка...», шутливая «Скалолазка», щемящие «Он вчера не вернулся из боя...», «Я несла свою Беду», маршево-обреченные «Солдаты группы «Центр», любовное «Ноль семь», обращенное к последней жене поэта, Марине Влади... Все эти песни, написанные до 1970 года, запоминаются как яркими стихами, так и выразительными авторскими мелодиями, заставляющими признать в Высоцком одаренного композитора-самоучку.
Среди экранно-сценических вех его творческой биографии особо выделяется работа над ролью Гамлета в Театре на Таганке. Она оказала мощное влияние не только на Высоцкого-актера, но и на Высоцкого-поэта. В 1972 году, через год после премьеры спектакля, Владимир Семенович написал стихотворение «Мой Гамлет», повествующее об авторе и его герое.
С друзьями детства перетерлась нить.
Нить Ариадны оказалась схемой.
Я бился над словами – «быть\небыть»,
Как над неразрешимою дилеммой.
Но вечно, вечно плещет море бед,
В него мы стрелы мечем – в сито просо,
Отсеивая призрачный ответ
От вычурного этого вопроса.
Стихотворения Высоцкого, не положенные на музыку, можно сосчитать по пальцам. Одно из них – «Мой Гамлет», которым поэт очень дорожил и которое берег для печати. Гамлетовские интонации прослеживаются и в других произведениях автора, исполнявшихся им уже в форме бардовских песен. Так, герой «Песни конченого человека» («Истома ящерицей ползает в костях...») выпевает монолог о бессмысленности жизни, пусть и окрашеный в иронические тона («Ни философский камень больше не ищу, \ Ни корень жизни – ведь уже нашли женьшень. \ Не вдохновляюсь, не стремлюсь, не трепещу \ И не надеюсь поразить мишень»). О каком страшном разладе в душе все глубже втягивавшегося в алкогольную, а затем – в наркотическую зависимость поэта свидетельствуют эти стихи!
Вместе с этими интонациями усиливаются к концу жизненного пути исповедальные мотивы песненного творчества Высоцкого. Однако и «ролевой лирике» у него находится место.
Появляются тексты, в которых автор «перевоплощается» порой даже в неодушевленные вещи, как, например, в «Балладе о брошенном корабле» или в «Песне микрофона». В первой повествование ведется от лица оставленного командой корабля. Во второй - рассказчиком выступает оглохший от «ударов ладоней» микрофон, который все «усиливал, усиливал, усиливал»... Гамлетовские переживания автора и опыт великой роли сказываются также в продолжающихся военных песнях Высоцкого, таких, как «Черные бушлаты», «Мы вращаем Землю», «Тот, который не стрелял».
Интерес барда в те годы к теме ухода человека из жизни тоже не случаен. Владимир Семенович борется как может с настигающим его раз за разом творческим и житейским кризисом, страшным переутомлением от непрерывных гастрольных концертов. «Сыт я по горло, до подбородка. \ Даже от песен стал уставать. ( А в конце еще резче: «Ох надоело петь и играть») \ Лечь бы на дно, как подводная лодка, / Чтоб не могли запеленговать». Какой безнадежностью дышат эти строки! И – «О фатальных датах и цифрах», где автор прикидывает под себя некую мистическую предопределенность раннего ухода из жизни Лермонтова и Есенина и обозначает цифрой 37 «роковой рубеж», на котором «легли» Байрон, Пушкин, Рембо, Маяковский, «а нынешние как-то проскочили».
В 4-м номере читайте о женщине незаурядной и неоднозначной – Софье Алексеевне Романовой, о великом Николае Копернике, о жизни творчестве талантливого советского архитектора Каро Алабяна, о знаменитом режиссере о Френсисе Форде Копполе, продолжение иронического детектива Ольги Степновой «Вселенский стриптиз» и многое другое.
15 мая 1891 года родился Михаил Афанасьевич Булгаков
17 августа 1942 года родился Муслим Магомаев
22 октября 1870 года родился Иван Алексеевич Бунин
28 февраля 1926 года родилась Светлана Аллилуева
8 ноября 1864 года родилась Вера Комиссаржевская